Понятно, что всё. А всё-таки?
Канонический образ Спаса Пантократора (Вседержителя) в византийской и древнерусской традиции, прекрасное представление о которой даёт хотя бы этот шедевр эпохи Палеологов - мерцающая старинным золотом и манящая небесной глубиной мозаика церкви монастыря Хора в Константинополе (XIV в., ныне - Кахрие-Джами в Стамбуле) - отвечает на этот вопрос исчерпывающе точно. Вседержитель держит Книгу. Книгу, которая заключает в себе Вселенную.
Это вполне логично, если принимать во внимание потрясающее мистическое
свидетельство Иоанна Богослова о тождественности понятий "Слово" и
"Бог" (Иоан. 1, 1). Меня как человека от религии весьма далёкого, но
имеющего некоторое отношение к работе со словом, всегда чрезвычайно
интересовал этот момент, особенно при его сопоставлении с другим
текстом данного автора - знаменитым "Откровением", в котором Иоанн
фактически противопоставляет Слову - Число. Число Зверя (Отк. 13, 18).
Впервые
...
Читать дальше »