SCIVARIN
полупустая чаша бытия
Главная -- Регистрация -- Вход --
Приветствую Вас Гость
Главная Поэзия Путешествия Экзистанс Форум Фотоальбом
Начало » 2009 » Январь » 30 » Что держит Вседержитель?
Что держит Вседержитель?
Понятно, что всё. А всё-таки?
Канонический образ Спаса Пантократора (Вседержителя) в византийской и древнерусской традиции, прекрасное представление о которой даёт хотя бы этот шедевр эпохи Палеологов - мерцающая старинным золотом и манящая небесной глубиной мозаика церкви монастыря Хора в Константинополе (XIV в., ныне - Кахрие-Джами в Стамбуле) - отвечает на этот вопрос исчерпывающе точно. Вседержитель держит Книгу. Книгу, которая заключает в себе Вселенную.


Это вполне логично, если принимать во внимание потрясающее мистическое свидетельство Иоанна Богослова о тождественности понятий "Слово" и "Бог" (Иоан. 1, 1). Меня как человека от религии весьма далёкого, но имеющего некоторое отношение к работе со словом, всегда чрезвычайно интересовал этот момент, особенно при его сопоставлении с другим текстом данного автора - знаменитым "Откровением", в котором Иоанн фактически противопоставляет Слову - Число. Число Зверя (Отк. 13, 18).
Впервые я открыл для себя этот парадокс, прочитав замечательное стихотворение Н. С. Гумилева "Слово". Впоследствии длительные игры с "тёмной стороной силы", увлечение самыми неистовыми формами язычества и люциферианской символикой, которые я рассчитывал противопоставить благостной лжи отвратительных повелителей мира, лежащего во зле под хоругвями мнимой праведности, отодвинули эту проблему куда-то на десятый уровень моего сознания. Что говорить - и Число Зверя воспринималось мной всего лишь как стёбный культурологический символ, вполне пригодный для нонконформистских эскапад a la Алистер Кроули. Как говорил некогда БГ - надо же их чем-то пугать! И всё же иоанновская загадка не отпускала...
Со временем её тайный смысл всё отчётливее проступал для меня на экзистенциальном полотне будней. "Число человеческое". "Кто имеет ум, тот сочти..." Банальный счёт. Мы привычно подсчитываем - сколько денег осталось в кармане и сколько дней осталось до отпуска, заносим в актив количество сексуальных партнёров, а в пассив - количество прожитых лет. Банкиры дают нам кредиты и подсчитывают убытки и прибыли, а статистика подсчитывает всех нас - сколько родилось, сколько умерло... Мы очень умны - мы хорошо умеем считать. Нет-нет, я совсем не против арифметики, просто дьявол, как всегда, кроется в мелочах. За счётом мы кое о чём забываем, и в этом кроется поистине мрачная ирония. Дух Тяжести неизбежно напомнит нам о некоторых упущенных возможностях, когда мы будем подводить баланс. А пока - только Поэзия говорит нам о "рассветах, потраченных впустую".

Слово - это средство общения и передачи информации. Окружающий нас мир недействителен вне той информации, которую мы о нём имеем. Описание мира определяет его свойства. Слово - это действие.

Исходя из таких соображений, я написал текст  Готика по-взрослому. Хроники мистической революции, в комментарии к которому Саныч напомнил мне о символическом значении образа Пантократора, а также о том различии, которое характерно для интерпретации мистической сущности Иисуса Христа в Восточной и Западной традиции. Этот разговор предлагаю продолжить в данной теме.
Добавил: scivarin
Всего комментариев: 8
+1  
1 scivarin   (01.02.2009 23:31) [Материал]
Замечательный экскурс в историю вопроса, но тут вот какое дело... Исторический фон и то, что можно назвать настроением эпохи, разумеется, следует учитывать, говоря о возникновении того или иного образа, тем более столь ёмкого как образ Вседержителя. Однако нельзя отрицать того, что блестящая система храмовой росписи, разработанная под руководством Патриарха Фотия, базировалась преимущественно на евангельской символике, пусть и подвергавшейся определённому творческому переосмыслению на протяжении девяти веков.
А исторические реалии эпохи Евангелий, эпохи Иоанна Богослова были несколько иными - в это время Римская империя превращается в мировую державу, торговые пути в Средиземноморье становятся относительно безопасными, происходит бурная урбанизация и рост населения. В этих условиях торговля, ростовщичество, накопление капитала в рамках античной ойкумены приобретают поистине глобальный размах. Пожалуй, впервые в истории человечества финансисты начинают оказывать реальное (и весьма заметное) влияние на государственную политику и общественную жизнь. Достаточно упомянуть хотя бы нуворишей-вольноотпущенников Нарцисса и Палланта, фактически управлявших огромной державой при недалёком Клавдии. Соответственно изменяются нравы - без особой натяжки можно сказать, что они в I - II веках чрезвычайно напоминали нынешние. Безудержная жажда наживы, предельный рационализм, торжество обывательских вкусов и суеверий (гороскопы, гадания), фетишизация "радостей плоти", выражавшихся в извращённом блуде, обжорстве и пьянстве - общество потребления как таковое. Подробности можно почерпнуть из произведений Петрония Арбитра и Ювенала, только необходимо помнить, что помимо этих ироничных наблюдателей и виртуозных стилистов в литературе того времени существовали целые сонмища плодовитейших графоманов, усердных вульгаризаторов классической традиции (их издевательски высмеивает Ювенал в первой же из своих сатир). Определённые параллели с современностью напрашиваются, не правда ли? И вот на этом фоне из уст Иоанна Богослова звучат определения Слова как ипостаси Бога и Числа как атрибута Зверя. Поэтому рискну предположить, что поставленная проблема актуальна и сегодня.
И ещё один интересный момент. Видимо, мы обсуждаем единственный в истории мировых религий прецедент - насколько мне известно, нигде и никогда более Слово не рассматривалось в качестве божественной ипостаси. Но есть ли различия в подходах к этому вопросу между Восточной (Православной) и Западной (католической) церквями?
Кроме того, хотелось бы продолжить этот разговор в свете затеянной нами на Форуме дискуссии на тему о том, что такое истинная поэзия?

+1  
2 scivarin   (03.02.2009 01:33) [Материал]
Ты прав, Логос - это не просто слово как фонетическое созвучие или последовательность графических символов, обозначающих некое понятие. Это выраженная посредством слова мысль, точнее - замысел, а ещё смысл. Действительно, в таинственной полноте этого противящегося точным формулировкам феномена есть известное сходство с понятием Дао в трактовке Лао-Цзы и Чжуан-Цзы. Но иероглифическая система письменности и, между прочим, принципиально иная семиотическая структура китайского языка несколько затрудняют дальнейшее развитие данной аналогии.

Можно сказать иначе: Логос представляет собой некое изречение, содержащее изначальную суть определяемых предметов и явлений, их истинное имя. Ох, неспроста Иоанн говорит о Слове (Логосе) следующее: "Все чрез него начало быть..." (Иоан. 1, 3) Значит, акт сотворения мира заключался в оглашении или начертании на каких-то неведомых скрижалях текста, каждое слово которого вызывало из небытия неодушевлённый объект, стихию или живое существо, окликая их по имени. А присущая нашему миру симметрия указывает на то, что этот исходный текст был поэтическим. Исходя из этого, допустимо предположить, что истинная поэзия имеет самое непосредственное отношение к Логосу, а управление восприятием при помощи поэтического слова способно удивительным образом преображать мир, данный нам, как известно, в ощущениях. Вот я о чём, собственно.


+1  
3 scivarin   (07.04.2009 23:21) [Материал]
Отличный пост, очень рад, что Вы подключились к обсуждению этой темы. smile Особенно проблема анти-информации меня заинтересовала - идеологический спам становится действительно вездесущим. Замечательный пример - вульгарно-обывательское, предельно рационалистическое истолокование библейских текстов, характерное для протестантской секты "Свидетелей Иеговы" приправляется уличной тётей-проповедницей ажиотажными "откровениями" о колбасе из человечины и "диаволе" в облике президента. В учении "Свидетелей" ничего подобного, конечно, нет, но тётя интуитивно чувствует - такой рекламный текст быстрее "схавают", поэтому врёт самозабвенно и беззастенчиво. Кроме того, она и сама готова верить всему этому бреду, поскольку он идеально соответствует тому информационному полю, в котором находится среднестатистический обитатель "цивилизованного мира" начала третьего тысячелетия. Ведь столь же грубые технологические приёмы используются владельцами и сотрудниками гигантских медиа-империй, при помощи различных рекламных трюков внедряющих в сознание потенциального потребителя самые что ни на есть уродливые мифы лишь для того, чтобы продвинуть очередной политический, идеологический или коммерческий товар. За последние несколько десятилетий эта деятельность приобрела поистине угрожающие масштабы.

В результате деформируется не только наше восприятие. Не будем забывать о том, что слово - это действие, так что искажению в немалой степени подвергается и сам эстетический код мира, заданный при его сотворении. Я думаю, именно это обстоятельство является причиной того, что Православные христиане называют апостасийным процессом, индуисты полагают типичными признаками кали-юги, а прочие обозначают деградацию проявленного мира ещё как-то, но это, впрочем, не меняет сути - злобная пошлятина предъявляет свои права на место под солнцем.

Изменить ситуацию, согласно Евангелиям, может лишь Второе Пришествие Логоса, то есть исправление и восстановление повреждённого текста, а скорее всего - новая редакция. Хорошо, но здесь возникает вопрос - а нам пока чем заняться? Спокойно сидеть на заднице? Полагаю, что нет. Грядущее обновление мира нуждается в синтаксической подготовке, а "информационные короли", загадившие нашу Вселенную - в хорошей плётке. Работы нам хватит.

А что касается огня, Вы совершенно правы - кому рай, а кому и геенна. Возможно, ад - это просто отсутствие воображения и, как следствие, вместо вечной жизни - реалити-шоу длиной в вечность wacko Кто знает?


+1  
4 scivarin   (10.04.2009 17:25) [Материал]
Пожалуй, кляксы и тарабарщина, которую нагородило человечество, дополняя на свой манер изначальный текст - это ещё не самое страшное. Прекрасное не идеально, за ним неизбежно словно тень следует его диалектическая противоположность. Мы живём на границе света и сумрака и, благодаря этому, обладаем несравненной возможностью наслаждаться и трепетной надеждой рассвета, и яростным сиянием дня, и глубоким покоем заката, и непроглядной мглой ночной бури. И все наши страсти, безумства и раскаяния - чисты, они могут стоить дорого как нам самим, так и окружающим, однако никогда не нарушат замысла. В конце концов, нам дали пергамент с текстом не для того, чтобы мы расписались в собственной благонадёжности. Мы ведь не только соавторы в каком-то смысле, но и герои эпоса, и мы - действуем.

Гораздо хуже то, что в определённый момент в мире появилась другая сила, другой разум - мощный, гибкий, изощрённый, но ограниченный собственным прагматизмом. Не будем сейчас задаваться вопросами его происхождения - это уведёт нас далеко в сторону от обсуждаемой темы. Этот разум легко завоевал сознание людей, поскольку предложил им очень простой и логичный взгляд на житейские коллизии, на первый взгляд куда более эффективный для разрешения обыденных проблем, чем непрестанные взлёты и падения иррационального творческого процесса. Широкие массы населения новый разум очаровал девизом "рыба ищет где глубже, а человек - где лучше", а интеллектуалам тонко намекнул на то обстоятельство, что изначальный текст, пожалуй, слишком сложен, архаичен, преисполнен нелепого пафоса, да и вообще устарел, неплохо бы его подменить на свой - попроще. Незаметно, конечно - к чему народ будоражить...

Отсюда и началась подмена жизни небытием, высокой поэзии - графоманским занудством, естественного патриотизма - "общечеловеческими ценностями", радостей любви - ужасами мастурбации и т. д., и т. п. Сегодня чуждый разум, лежащий в основе этой чудовищной манипуляции сознанием, нередко называют здравым смыслом, хотя здоровья человечеству он прибавит не более, чем возбудитель чумы. А что же настоящий здравый смысл? Старина ещё жив, скрывается в подполье и даже осмеливается иногда подать голос, правда негромко, да и говорить он старается всё больше в завуалированной форме дабы не навлечь на себя тягчайшие обвинения в экстремизме и отсутствии толерантности. А ведь классики предупреждали:

Когда устранили великое Дао, появились "человеколюбие" и "справедливость". Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, тогда появляются "сыновняя почтительность" и "отцовская любовь". Когда в государстве царит беспорядок, тогда появляются "верные слуги" (с) Лао Цзы.

И ещё одна цитата из того же "Дао дэ цзин":

Небо и земля – долговечны. Небо и земля долговечны потому, что они существуют не для себя. Вот почему они могут быть долговечными.


0  
5 Yablochniks   (16.07.2009 19:40) [Материал]
Сегодня меня лишили примии. Ой.. кризиз на дворе.. хоть у вас черпнул слегка позитива. Спасибо scivarin.ucoz.ru !

0  
6 zveroboy   (15.10.2009 16:37) [Материал]
Все это ложь. Человек неспособен постигнуть замысел Бога. Мы не сможем сами ничего построить на Земле, мы можем только подменять понятия, человек не станет творцом на Земле, гармония не может быть достигнута человеком при жизни. Все это фантомы. Поэзия не более, чем вызов Богу. Наше слово -- не то Слово. Мы лишь тешим себя иллюзиями.

0  
7 scivarin   (15.10.2009 17:59) [Материал]
Не надо нести здесь бред религиозного фанатика. Я с легкостью представлю другую версию событий. Иисус Христос (он же Денница, он же Люцифер) родился человеком (сказки про "непорочное зачатие" будете рассказывать... поняли, надеюсь) и стал Богом благодаря тому, что овладел магией Слова. Он вступил в борьбу с национальным древнееврейским божеством (точнее - асуром, демоном) Яхве, и эта борьба продолжается по сей день, причем заключается она в противопоставлении различных идеологических систем, т. е. описаний мира. По сути это война поэтов!
Заметим также, что Иисус Христос обращался к евреям. У наших предков - древних ариев были свои Боги, владевшие Словом (искусство рун и т. д.) Что же до Бога Всевышнего - Он действительно непостижим, Он не требует раболепного поклонения и не содержит рабов, Он допустил существование нашего мира и дал нам ключ к системе управления, которым является Слово. А уж как мы совладаем с этим ключом - другой разговор. Различные способы работы с ним применяются в науке, поэзии, магии, политике и других сферах человеческой деятельности. Так что истинная поэзия - это вызов не Богу, а разве что божку ханжества и стяжательства.
И вообще - для меня всё это не более, чем литературно-философская игра, в которой ваш дурацкий пафос выглядит неуместно.

0  
8 zveroboy2   (25.11.2009 12:42) [Материал]
"Не надо нести здесь бред религиозного фанатика."
Могу согласиться с тем, что на тот момент не совсем адекватно воспринимал действительность...

"Он не требует раболепного поклонения и не содержит рабов, Он допустил существование нашего мира и дал нам ключ к системе управления, которым является Слово."
На днях ваш "ключ" явился во всей свое приглядности...

"Иоанн фактически противопоставляет Слову - Число. Число Зверя (Отк. 13, 18)."
Не факт. Число Зверя это не обязательно вообще относится к числам. Вполне возможно, что это просто признак. "Сочти число зверя". А может "сочти" просто означает -- сверить, сличить...

"Мы привычно подсчитываем - сколько денег осталось в кармане и сколько дней осталось до отпуска, заносим в актив количество сексуальных партнёров, а в пассив - количество прожитых лет. Банкиры дают нам кредиты и подсчитывают убытки и прибыли, а статистика подсчитывает всех нас - сколько родилось, сколько умерло... Мы очень умны - мы хорошо умеем считать."
Я вот глуп и так считать не умею, только денежку считаю...

"Нет-нет, я совсем не против арифметики, просто дьявол, как всегда, кроется в мелочах."
А мелочи всегда перед глазами. Это я понял, когда стал освобождаться от навязанных мне взглядов и мировоззрений.

"За счётом мы кое о чём забываем, и в этом кроется поистине мрачная ирония."
Да, вы правы, причем -- ирония еще мрачнее, чем кажется даже многим пессимистам...

"И вот на этом фоне из уст Иоанна Богослова звучат определения Слова как ипостаси Бога и Числа как атрибута Зверя. Поэтому рискну предположить, что поставленная проблема актуальна и сегодня."
Да, она "в I - II веках" набирала актуальность, потом шло "творческое переосмысление евангельской символики", творческое перетолковывание и "богословие"... и вот, мы там же, где были в I - II веках...
"А исторические реалии эпохи Евангелий, эпохи Иоанна Богослова были несколько иными - в это время Римская империя превращается в мировую державу"
Ну да. будь она неладна...

"Изменить ситуацию, согласно Евангелиям, может лишь Второе Пришествие Логоса, то есть исправление и восстановление повреждённого текста, а скорее всего - новая редакция. Хорошо, но здесь возникает вопрос - а нам пока чем заняться? Спокойно сидеть на заднице? Полагаю, что нет."
Кто бы мог подумать, что можно спокойно сидеть на заднице и, при этом, что-то делать...
"Грядущее обновление мира нуждается в синтаксической подготовке, а "информационные короли", загадившие нашу Вселенную - в хорошей плётке. Работы нам хватит."
Гы... вы потрясающе самоуверенный человек, только я стал сомневаться в обоснованности этого...

" А что же настоящий здравый смысл? Старина ещё жив, скрывается в подполье и даже осмеливается иногда подать голос, правда негромко, да и говорить он старается всё больше в завуалированной форме дабы не навлечь на себя тягчайшие обвинения в экстремизме и отсутствии толерантности."
Вы долго подходили к этому, но в итоге снова пришли к этим злосчастный инь и янь -- либерализм -- национализм, патриотизм -- космополитизм, русофобия -- русофобо-фобия...
кратко говоря -- снова сводите все к злобе дня...
Старина. который в подполье, судя по всему, должен вызывать к себе сочувствие. Хотя этот разум действительно старина и, судя по всему, в подполье еще жестче устарел... и кроме того -- этот старина -- прямой предок нового "здравого смысла"...


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
© scivarin, 2007-2009. Все права защищены. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Copyright Scivarin - город-призрак © 2007-2010