«Вся природа обновляется огнем» - в аспекте восточного мистического ведения.
Всеми уважаемый Админ сублимировал концепцию сайта короткой классической подписью, представляющей его личный аспект в данном проекте и одновременно задающей направление развития сайта (в смысле избегать чего- то статичного и двигаться все время вперед). Я хотел бы рассмотреть это выражение с точки зрения опыта восточного богословия. В этой проблеме я не привожу свою личную оригинальную идею, а только повторяю и цитирую авторитетные источники. Простая попытка компиляции и объединения нескольких идей в общее, привела меня к следующему. Анализируя сентенцию, требует определиться, какая природа в общем подразумевается и как обновляется, и каким именно огнем. Тварная ( т.е сотворенная Богом) природа невидимого мира представлена ангелами и духами,. Как огнем пылают ангелы горячей любовию к Богу и скоро, подобно пламени огненному , исполняют волю Его. По природе своей они представляют умный и невещественный огонь. Вот очищающее действие этого «огня»: «Понеже возвысися вопль ( на жителей Содома и Гоморры) их перед Господем, и посла нас (ангелов) Господь истребити их» ( Быт. 19,13). На сегодня на месте двух городов имеем «целебную грязь» Мертвого моря. Это конечно не единственный пример подобного рода и не единственный образ действия ангелов. «Творяй ангелы своя духи, и слуги своя пламень огненный» Ангелы и противостоящие им духовные силы утвердились в своей природе неизменно. Их действия подчинены Творцу. И если они кому- то и открывались, то только по воле Творца. Поэтому оставим невидимый и неподвластный нашему созерцанию горний мир и обратимся к юдоли скорби, на чем и сосредоточим основные наши усилия . В целом тварная природа видимого мира выделяет человека как венец творения, обладающего искрой Божией. Человек на еврейском языке означает «огонь». А «сотворим человека» по-еврейски означает «сотворим огонь». Такое имя дается Адаму. Писание не устает называть людьми и ангелов. Когда Мария и Марфа с другими женами пришли к гробу, то об этом Писание говорит: «Се два мужа стояли пред ними, были же это ангелы». Писание называет их мужами, потому что они имеют общее с человеком понятие. Попробуем теперь сформулировать вопрос об обновлении именно человеческой природы таким образом: - как может быть, что огонь(человек) обновляется огнем же, и каким огнем? Найти ответ на него мы попытаемся, цитируя работу Святителя Архиепископа Луки «Дух, душа и тело», имя которого упоминается в эссе scivarin’a Старое кладбище (место, действительно производящее незабываемое впечатление, даже если доведется побывать там всего пару раз. Место, как видно из эссе, заключающее в себе метафизическое ощущение причастности к жизни инобытия.) Вернёмся к работе Св. Луки . Глава вторая называется «Сердце как орган высшего познания» Цитирую «- сердцу придается значение не только центрального органа чувств, но и важнейшего органа познания, органа мыслей и восприятия духовных воздействий. И больше того: сердце, по священному Писанию, есть орган общения человека с Богом, а следовательно, оно есть орган высшего познания.» - «сердце обладает высшей способностью ощущать Бога, о которой говорит ап. Павел в Афинском Ареопаге: дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли..» - « все они ( святые подвижники) более или менее ярко ощущали то же что и пророк Иеремия: было в сердце моем, как горящий огонь (Иер.20,9). Откуда этот огонь? Нам отвечает святой Ефрем Сирин: Недоступный для всякого ума входит в сердце и обитает в нем,.. а чистое сердце носит его в себе и, прибавим мы, созерцает Его без очей по слову Христову: блаженны чистые сердцем яко тии Бога узрят. … Подобное же читаем и у Иоанна Лествичника: Огонь духовный, пришедший в сердце, воскрешает молитву: по воскресении и вознесении ее на небо бывает сошествие огня небесного в горницу души ». Таким образом, можно сделать вывод, что обновление человека происходит через его преображение сошествием небесного нетварного огня, причастием нетварных божественных энергий, преображением в сынов Света посредством возможности Богообщения, что всей своей жизнью свидетельствовали святые отцы Церкви и передали во свидетельство силы Божией и нам. Однако это и останется чисто умозрительным выводом, совершенно никому не интересным и недоступным, если практически не стремиться к подобному духовному деланию, а заниматься только развитием своих душевных сил.
За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей
Мы с тобой на кухне посидим, Сладко пахнет белый керосин.
Человек на еврейском языке означает «огонь». А «сотворим человека» по-еврейски означает «сотворим огонь». Такое имя дается Адаму
,то есть Адам и есть тот "огонь", которым обновляется Ева -"жизнь". Это просто здорово! Все сходится! The rose looks fair, but fairer we it deem For that sweet odour which doth in it live. Shakespeare
хотя ,если семантика уходит корнями к каббалистам, тогда,как говорится,"Ну,извините",спорить не буду, но приобретает это всё совсем иной оттенок ...(ссылка на жидовский сайт, а у меня к ним особое отношение...)
Post edited by Elastigirl - Вторник, 21.04.2009, 02:13
Интересная дискуссия, однако не уверен в том, что здесь нужна ссылка на каббалистический сайт, восхваляющий Машиаха...
Адам (אָדָם) на иврите означает "человек", этимология этого слова восходит к однокоренным словам "земля" (אדמה) и "красный" (אדום). Очевидно, здесь имеет место развёрнутая метафора - Господь создаёт человека из глины ("праха земного"), а затем одушевляет его (Быт. 2, 7), подобно тому, как обжигают керамическое изделие. Огонь, используемый для обжига глиняного сосуда, в данном случае является иносказательным обозначением нетварных божественных энергий, выражаясь высоким слогом или, если сказать проще - энергии, из которой соткан мир. Об этом совершенно точно сказал komkon:
Quote (komkon)
обновление человека происходит через его преображение сошествием небесного нетварного огня, причастием нетварных божественных энергий
Впрочем, нет никакой необходимости искать истоки эзотерического знания человечества об энергетической природе Вселенной в иудейской традиции. Скажем, Веды были созданы задолго до Каббалы, да и Ветхого Завета. Культ огня - Агни - существовал под разными именами у многих арийских народов. В эпоху Иисуса Христа интеллектуальная жизнь еврейского общества бурлила под воздействием разнообразных и весьма сильных инородческих влияний - в "земле обетованной" к этому времени были хорошо известны не только взгляды греческих философских школ, но и некоторые воззрения индийских гимнософистов. Зерна духовного послания Нового Завета, адресованного не "богоизбранному народу", но всему человечеству, упали на подготовленную почву. Арийскую интеллектуальную составляющую непременно следует учитывать, рассуждая о символике огня вообще и мистической фразе IGNE NATURA RENOVATUR INTEGRA в частности.
Эта фраза является вторым вариантом расшифровки надкрестной надписи INRI. Разумеется, первый вариант - IESVS NAZARENVS REX IVDAEORVM (Иисус Назарянин, Царь Иудейский). Об истории надписи, выполненной Понтием Пилатом, распространяться не буду, полагая её общеизвестной (Ин.19, 19-22). Авторство второго истолкования аббревиатуры INRI принадлежит, скорее всего, ранним гностикам, которым рамки определения "Царь Иудейский" представлялись чересчур тесными и отнюдь не позволяющими охарактеризовать ни мистический смысл Боговоплощения, ни вселенское значение этого события. Неизвестный античный постмодернист предложил новое значение, идеально соответствующее революционному духу учения Христа. Но это была всего лишь поэтическая выдумка, не имеющая под собой никакого богословского фундамента, и вполне понятно, что канонической такая расшифровка стать не могла. Зато в средневековье эффектная фраза приобрела широкую популярность среди алхимиков и оккультистов, привлечённых колоссальной энергией неизведанного, заключённой в этой лаконичной формулировке. В оккультных кругах она в ходу и сегодня. К слову, необходимо отметить, что эти "круги" весьма неоднородны - диапазон современных поклонников оккультизма колеблется от искренних романтиков и падких на экзотику обывателей до адептов поистине злокозненных сект. Нельзя исключить того, что и каббалисты пытаются обыграть аббревиатуру INRI в своих интересах подобно тому, как другие поклонники небытия - гитлеровцы использовали в своей зловещей символике светлый древнеарийский символ очистительного огня - свастику. Что тут скажешь - использование мистических символов не по назначению нередко приводит к результату, обратному ожидаемому, судьба Третьего рейха, между прочим, тому лучшее подтверждение. Кто знает, какая участь уготована владыкам мира сего, стремящимся к восстановлению Третьего храма? Ведь "всё сущее обновляется огнём"... Русский подстрочник не передаёт, конечно, великолепного раскатистого звучания латинской фразы, её утонченной семантической игры. Для меня это прежде всего шедевр высокой поэзии. Я думаю, его истинный смысл понять не так уж сложно - в этом могут помочь, например, завораживающие строки Иннокентия Анненского:
О, дай мне только миг, но в жизни, не во сне, Чтоб мог я стать огнем или сгореть в огне!
@ Elastigirl, "Человек" как "огонь" в переводе с еврейского взят не из каббалистов, а у Феофилакта Болгарского из его "Толкования на Шестоднев". За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей
Мы с тобой на кухне посидим, Сладко пахнет белый керосин.
Довольно перспективная тема, выпавшая из поля зрения, в связи с различными событиями. По ходу дискуссии хотел бы отметить дополнительно два аспекта. Первое что природа обновляется - т.е. это носит некий непрерывный характер становления на новый уровень в частности сознания и мироощущения личности. В отличие от Платоновского понимания идей как воспоминания душой идеального космоса, напротив здесь и сейчас происходит непрерывное понимание и раскрытие данного бытия с оглядкой на бесконечное будущее. Во- вторых подобное течение может иметь и скачкообразный характер (физическая аналогия - квантовый переход, скачок на новый энергетический уровень) . Это можно проиллюстрировать на примере большого взрыва, моменте создания Вселенной( из ничего) и второй пример завершение ее существования, переход в иную реальность. Изменения и самоощущение становления – категории , объективно ощущаемые нами как непрерывное обновление. Энергией этого становления и является божественный огонь. Огонь нашей сущности в огне преображающих энергий. Статичный символ конца или окончательной гибели – огненное озеро, как видим тоже образ, связанный с огнем. За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей
Мы с тобой на кухне посидим, Сладко пахнет белый керосин.