Quote (scivarin)
Ну, собственно Киева здесь, может быть, не так уж и много,
Да мы сами Киева почти и не заметили! Паломническая поездка, кто б сомневался! Так хотела пройтись по Крещатику, чтоб потом было чем похвастаться
:D
Но вот писала в православную газету статью про Святыни и монастыри, может кому- то интересно будет. Правда половина статьи - сведения из интернета Вот такая я халтурщица.
Мы приехали в Киев утром 23 – го февраля. Я впервые видела столицу, поэтому тут же начала дышать на замёрзшие стёкла автобуса, силясь разглядеть что-то за инеем. Повсюду на улицах снег. Настоящая зима, не то что у нас в Севастополе. Мы подъехали к Троицкой пустыни где -то в пол - седьмого. Солнышко. Холодно. Всё-таки насколько мы привыкли к Крымскому теплу! Люди в нашей группе все из разных храмов –из моего родного Петропавловского, Покровского, Владимирского. Руководил нами -о. Алексей ( второй священник в Петропавловском соборе). Был батюшка Вячеслав – настоятель храма Б.М. Помошнице в родах. И двое монахов.
Расположена обитель в древней части Киева на возвышенности. С холмов открывается вид на широкий разлив Днепра и уходящие за горизонт черниговские леса. Существует предание, что здесь побывал первый просветитель Руси апостол Андрей Первозванный. Здесь же внук святого Владимира великий князь Всеволод Ярославович в 1071 году соорудил церковь во имя архистратига Михаила, а выше, на макушке самой высокой в Киеве горы, построил свой княжий «Красный Двор». Возле него князь любил устраивать охоту на диких зверей, откуда и получила название вся эта местность — Зверинец.
Наша группа побежала (мороз!) тут же в храм писать записки, прикладываться к мощам преподобного Ионы - настоятеля и основателя монастыря. Его мощи лежат не просто вТроицком соборе, а как бы в маленькой усыпальнице под храмом. То есть несколько ступеней вниз и небольшая комната с Ракой Святого. Свечи стоят. Люди постоянно спускаются вниз, «выгоняя» уже приложившихся. С одной стороны – мало места. С другой, создаётся особенный уют. Ощущение, как будто в келье святого.
Потом батюшка, отец…., повёл нас к Зверинецким пещерам, рассказывая по пути историю этого святого места.
Одна мне очень понравилась: у преподобного Ионы было много противников, считающих, что незачем строить обитель на Зверинецких горах. Принять окончательное решение должен был царь, который, устав от пререканий и противоречивых мнений, отложил решение этого вопроса до лучших времен и вышел погулять в Летний сад. Именно тогда на Александра II произошло покушение террориста Каракозова. Он выстрелил в Императора в упор, но пуля ушла в сторону. Потрясенный Александр II быстро вернулся во дворец и при всех сказал: «А что, господа, монастыря не надо? А я вижу — промысл Божий и молитвы нового монастыря спасли меня от смерти, а Россию — от страшного потрясения» — и подписал прошение об учреждении нового монастыря. Тем же указом отец Иона был определен настоятелем. Вот так. И это далеко не единственное чудо – обязательно надо там побывать и послушать самим!
Дальше мы спустились к самим Зверинецким пещерам. Самый яркий пример таких подземных монастырей – пещеры Киево-Печерской лавры. Но Зверинецкие старше их, менее «комфортные» – то есть уже, меньше. И история у них более трагическая. В 1096 году завоеватели-половцы под предводительством хана Боняка «зажгоша Красный Двор».. Под сводами пещер вместе с иноками пытались укрыться и приняли мученическую кончину скромные поселяне, жившие в окрестностях Зверинца, и обитатели княжеского дворца. Хан Боняк оказался беспощадным, пещеры были засыпаны землей. В результате этого трагического обстоятельства и последовавшего за ним полного забвения они не были уничтожены и разграблены впоследствии, как это произошло с большинством подземных обителей.
Чудесным образом сохранившиеся в лессе подземные галереи — «улицы», храм, погребальные ниши, настенные надписи — граффити не оставляют и тени сомнения ни в глубочайшей древности, ни в уникальности пещер — великом и бесценном памятнике церковной старины. Пещеры очистили сравнительно недавно – в 1888 году.
Место производит впечатление, даже большее, чем лаврские переходы. Может потому, что попасть сюда не так просто – Батюшка – рассказчик специально ходил за ключами, -людей, кроме нашей группы не было. Да и сами пещеры находятся не в самом монастыре, а дальше по склону - надо потрудиться и не полениться дойти до них.
Святые подвижники похоронены не вдоль по проходам, а в перпендикулярных коридору нишах. Вот здесь действительно задумываешься – смог бы отказаться от всего (дело даже не в привычном комфорте современности, а в насущной необходимости - солнце, воде. постели) ради Бога.. Фактически затворники являлись мучениками – разбитые в кровь колени, больные от сырости суставы, простуженные на холодном полу лёгкие… Да, слово «подвижник» увиделось мне совсем в новом свете: не как статус или разновидность, но как крест, обет, мученичество – на всю жизнь. Рассказать невозможно, какие чувства вызывает близкое, осязаемое присутствие святыни.
Дальше мы поехали в Голосеевскую пустошь к матушке Алипии. Святой, не менее загадочной и близкой нам, чем Матронушка Московская. Я, например, даже не знала, что она не канонизирована. Настолько много чудес и рассказов связывают с этим именем.
Расположена Голосеевская пустынь в живописном урочище между холмами, в глубине огромного лесопарка, "посеянного" в XVIII в. на голой земле и потому названного Голосеевским. На месте пустыни стоял некогда хутор Киево-Печерской Лавры. В первой пол. XVII в. Петр Могила, митрополит Киевский и одновременно лаврский настоятель, пленившись красотой окрестностей хутора, развел здесь сад, построил дом для себя и церковь во имя причтенного к лику святых соотечественника - молдаванина Иоанна Сочавского. Так возник скит, ставший со временем летней резиденцией митрополитов Киевских, настоятельствовавших в Лавре. Архим. Исаакий, много рассказывал нам о святынях и чудесах, этого светлого места. Говорю «светлого» без пафоса и не приукрашая. Действительно, в воздухе - свет, вокруг белый снег, цветы… люди ставят свечи на место могилки матушки и молятся за её родных, как завещала (или просила) перед смертью Алипия. А храм, хоть и новый, вмещает такое количество Святынь и старинных икон, что даже леса и горы кирпича восстанавливающихся часовен и храмов не навевают мысли о городе, которого здесь, кстати, не видно и не слышно. Нам дали цветы - гвоздики и традиционные сухарики «от матушки».
К шести часам – Покровский монастырь. Нас покормили в Трапезной для паломников. И разместили в общежитии. Отстояв вечернюю службу, я спала всю ночь, как убитая, против обыкновения (на новом месте – бессонная ночь), хоть было тесно и далеко от тех удобств, к которым я привыкла.
С утра - в пять часов – нас разбудил колокольчик. Послушница ходила по коридору и будила паломников на утреннее правило. И на литургию. А мы поехали дальше – в Лавру, на раннюю службу…
Ки́ево-Пече́рская ла́вра — один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Сооснователем Печерского монастыря стал один из первых учеников Антония — Феодосий. Князь Святослав II Ярославич подарил монастырю плато над пещерами, где позже выросли прекрасные каменные храмы, украшенные живописью, кельи, крепостные башни и другие строения. В XII веке получил статус «лавры» — главного большого монастыря. С лаврой связаны имена летописца Нестора (автора «Повести временных лет»), художника Алипия, просветителя Петра Могилы, историка Инокентия Гизеля и многих других. C 1592 по 1688 был ставропигией Константинопольского Патриарха; с 1688 «ставропигионом царским и патриаршим Московским»; в 1786 получил статус лавры.В Лавре покоятся нетленные мощи угодников Божьих в Ближних и Дальних пещерах. Здесь хранятся мощи преподобного Илии Муромца. Также на территории Лавры находится могила Петра Аркадьевича Столыпина. В настоящее время частично — нижняя Лавра — находится в ведении Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата), а частично — верхняя Лавра — в ведении национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника.
Прежде всего – Печерский монастырь – это история. История красивая – книги детства о Каликах перехожих, могучем богатыре Илье Муромском, об иноках Кирилле и Мефодии, Владимире Красно Солнышко. С другой стороны история реальная: именно здесь около 1113 г. летописец Нестор составил "Повесть временных лет"- основной источник наших знаний о Киевской Руси. История Лавры - это история Киева. В 16 - 17 вв. Киево- Печерский монастырь утвердился как один из центров христианской культуры. В 1615 г. в Лавре была основана типография, вокруг которой объединялись известные писатели, ученые-богословы, художники. И сейчас это место – не просто Монастырь. Здесь чувствуется жизнь – не только монастырская, духовная, но и жизнь мирская, основанная на молитве и церкви. Общежитие, Трапезная для паломников, семинария… Так жили раньше, когда церковь и государство были нераздельны. Почему так не живут сейчас?
Самые волнующие впечатления, безусловно, от пещер. Хотя и прошли мы их в спешке, бегом. Даже не всегда удавалось прочитать имена монахов - такой был поток людей! Свечка всё время гасла и я даже подпалила себе волосы. Но всё равно, стоит ехать в Киев , даже зимой, даже в холод, чтобы побывать там. Исходив, насколько позволяли уставшие ноги, все холмы и горочки (честно говоря, до сих пор не могу представить себе всего устройства Лавры, хоть и долго изучала план) мы поехали в Свято – Введенский мужской монастырь – к иконе «Призри на смирение».Эта икона— список с чудотворного образа «Призри на смирение», обретенного в V в., но до наших дней не дошедшего, прославилась чудесным событием: нерукотворным отпечатком на стекле. В 1993 году, находясь в Свято-Введенском монастыре, святыня передала собственный отпечаток в виде негатива на стекло киота, в котором хранилась. От святого образа и его отпечатка стали совершаться чудесные исцеления. Образ действительно удивительный. Тонкий, как изморозь, налёт на стекле. А вокруг цветы – много цветов. К святыне непрестанно стоит очередь. Мало кто останется равнодушным к нерукотворному образу. А я купила большую бумажную икону и очень боялась, что помну в автобусе.
И последняя цель нашего паломничества – Китаевская пустынь по дороге домой. Как раз в этот день на литургии были перенесены мощи преподобного Феофила – из Троицкого храма в …..
На службу приезжал Блаженнейший Владимир. Весь храм был украшен розами. Даже паникадило. Пахло цветами. Мы пришли во время вечерней службы и наделали много шума (миряне!). Пел мужской хор – так необычно. По просьбе батюшки нам открыли раку с мощами и освятили иконки. Очень удивительный и радостный святой Феофил. С первых дней своей жизни он претерпел от людей. Его мать (жена священника!) пыталась убить его за то, что он постился с младенчества и люди называли его оборотнем. Однажды она бросила его под мельничные колёса, но мельница остановилась, и колёса застыли, пока младенца не спасли. Господь знал, что он станет великим угодником .По воспоминаниям современников, академическое руководство не принимало “грязного, оборванного монаха Феофила”, но паломники ежедневно шли к нему и глубоко почитали старца, прославившегося своими пророчествами. Последние годы жизни, с 1849 года, схимонах Феофил провел в Китаевской пустыни.
Домой мы ехали, настроившись на молитву и пост. Правда, дома нас встретили блинами (масленица!), но всё равно поездка к святыням – след, навсегда остающийся в нашей душе.
Под конец я совсем выдохлась, сильно заметно?