Здравствуйте все! Буду признательна за пару строк строгой критики
БЕЛЫЙ АНГЕЛ
Белый мрамор томит Твои хрупкие кости, Белозубо смеётся Колдовская резьба. Полежи,отдохни На старинном погосте, Там,где славные предки Опочили в гробах.
Осторожный резец Высекал твоё имя, Грустный ангел рождался Из дикой скалы. Он-то знает,как жалобно Кости сырые Стонут в чёрной ночи Под покровами мглы.
Ты не видишь красы Ледяного искусства - Эту скорбную расу Охранителей тел. Нежный ангел твою Руку сжал бы до хруста, Если б с мёртвой плиты Снять заклятье посмел.
Но он кроток и набожен - Розово-белый - Наклонясь,будет робко внимать Сквозь века, Как в холодной земле Гложет червь твоё тело И становится прахом рука.
12.04.08
------------------------
Думала: чёрный гранит или тёплый и розовый мрамор. Думала: томные розы и ветром целуемый креп. А заскользила по брёвнам ослизлым в вонючую яму - Выпитый тухлый колодец,что на пустыре.
Снились мне ангелы: строгие лица и жесты; Старый привратник приветливо нимбом кивал. Нет ни души в беспросветном,пугающем месте. Только моя.И на сруб уже камень упал.
Как хорошо,что мечтать мне уже не придётся. Буду тихонько скулить и вертеться волчком. Заговорит лебеда и репей расцветёт над колодцем, И просочится змея душу тонким язвить язычком.
19.06.99
IBI CUBAVIT LAMIA*
Буйными травами воздух отравлен. Бродит по высям луна - часовой, Что был к аббатству монахом приставлен; Вон он,и с фрески глядит как живой.
Двор позабытый.Растресканы глыбы Не дорогих никому уж могил. Чёрные буки походят на дыбы, Спутанный плющ - на дрянной балдахин.
Под козырьком провалившейся крыши Черный пищащий шевелится ком: Это дерутся летучие мыши, Делят заброшенный ласточек дом.
Звёзд не видать.И бегучие тени Низких,заполнивших высь облаков, Лезут по камням как руки растений, Шарят у склепов как шайка воров.
Белых надгробий замшелые даты, Инициалы истлевших давно... Буки скрипят.И бесшумно рогатый Филин в большое влетает окно.
Грустно кружит в запыленном соборе, Сядет на кафедру,вниз поглядит, Вскрикнет,как-будто зайдется от горя, Оком сверкнет и на двор улетит.
Там на готический крест взгромоздится... А ниже кафедры плиты в полу Вдруг заскрежещут.Песок просочится, В щель убежит,утечет в темноту.
Для начала повторюсь - это хорошие стихи, Nenufar. Когда я открыл их впервые и пробежал взглядом лишь несколько строчек, мой внутренний слух немедля уловил гулкое эхо Вечности, белые венчики кладбищенских трав качнулись под нежным порывом теплого ветра, и давно забытые луны, смеясь и поддразнивая, взошли в сумерках моей души. Я всегда ощущаю нечто подобное при неожиданной встрече с настоящей поэзией. Разумеется, мне требовалось время для более подробного знакомства с миром, сотканным Вашими колдовскими строфами - и вот, ответив Вам вкратце, я погрузился в чтение. Первым выдающимся качеством данных стихов, которое я не без удовольствия отметил, была музыка - легкая и печальная, то стелющаяся мягким пухом, то отливающая ледяной сталью музыка изысканной русской речи, так любимая мною и столь редкая в нынешней поэзии с её сомнительными экспериментами и дурацким ёрничеством. Затем моим вниманием завладела рифма - в большинстве случаев точная, зачастую - богатая, подобранная тщательно и профессионально. Из двух упомянутых мной достоинств Вашего слога со всей неизбежностью следует третье - поразительная легкость, с которой читаются Ваши готические баллады, в том числе весьма объемная IBI CUBAVIT LAMIA. Стихи воспринимаются настолько свежо и естественно, что у неискушенного читателя может возникнуть иллюзия того, что процесс создания подобных произведений не многим сложнее процесса их восприятия. Святая простота! Мне-то хорошо известно чего стоит такая легкость. И еще - то, о чем нельзя не сказать! - Вы великолепно владеете искусством построения образа. Это Ваш главный козырь. Примеров можно привести множество... Ну, пусть хотя бы несколько:
Думала: чёрный гранит или тёплый и розовый мрамор. Думала: томные розы и ветром целуемый креп.
Quote (Nenufar)
Слушает кирхи полночные звоны, Пальцы когтистые врезав в гранит, А под копытом её мандрагора В почве шевелится,злобно шипит.
Quote (Nenufar)
И,Богом проклятое,страшное тело Вдруг смуглым атласом луну удивит, И нежная ручка по локонам белым С неистовой радостью вновь пробежит.
Все это поистине замечательно, но, помнится, Вы просили строгой критики, Nenufar? Ее не будет - по вышеизложенным причинам, упаси меня Сатана давать советы поэтам такого уровня как Вы, однако несколько незначительных моментов отметить все-таки следует. Так, например, изящнейший "Белый ангел" написан, кажется, вольным (разностопным) размером - может быть, намеренно? Сравните две рифмующиеся строки:
Quote (Nenufar)
Эту скорбную расу Охранителей тел.
и
Quote (Nenufar)
Если б с мёртвой плиты Снять заклятье посмел.
В принципе, это допустимо, в современной-то поэзии можно все (или почти все), но почему бы не придать первой из них такой вид:
Эту скорбную расу Хранителей тел.
А еще лучше переделать и первую строфу, отняв опять таки во второй и четвертой рифмующихся строках по одному слогу. Конечно, придется изменить яркий образ:
Quote (Nenufar)
Белозубо смеётся Колдовская резьба.
но я подозреваю, что Вы с этим справитесь. Зато стих станет безупречным. Кстати, сбой ритма в последней строке понятен и оправдан. Другие стихотворения на предмет размера не проверял, увлекло содержание.
Далее - пунктуация. Вы достаточно часто проставляете ненужные запятые (я же частенько грешу обратным - пропускаю необходимые, так что советчик тот еще... ). Тем не менее, примеры:
Quote (Nenufar)
И просочится змея,душу тонким язвить язычком.
Quote (scivarin)
Словно,напитанный огненным жаром,
Кроме того, слово после запятой, на мой взгляд, следует отделять пробелом. Здесь
Quote (Nenufar)
Вон он,и с фрески гладит как живой.
Лично я написал бы - "вот он". Кстати, опечатка - "гладит".
Такие вот мелочные придирки. Обратите ли Вы на них внимание - не суть важно, Ваши тексты принимаются в авторской редакции. Надеюсь на дальнейшее общение. Имейте в виду - в призрачных чертогах города Scivarin у Вашего творчества уже появился по крайней мере один поклонник - Ваш покорный слуга.
Уважаемый Scivarin,спасибо за такое трогательное внимание к моим стихам!Честно говоря,когда увидела,что есть новый пост под ними,набрала побольше воздуха - ну,думаю,щас полетят клочки по закоулочкам Я-то прекрасно вижу все свои огрехи (особенно в Ламии).Спасибо за запятые и за опечатку - исправила.
Эту скорбную расу Охранителей тел.
(тут в Охранителей начальная "О" немного оттягивает на себя ударение с "и" и поэтому строка выглядит изящнее).
Quote (scivarin)
Так, например, изящнейший "Белый ангел" написан, кажется, вольным (разностопным) размером - может быть, намеренно?
К сожалению,в теории стихосложения я не сильна.Как музыкант,который нот не знает - подбираю на слух.
Обязательно буду публиковать ещё,ибо - увы! - как любой автор,люблю когда читают
На чёрном холме Плачет старый священник Под церковною ветхою крышей. Ночью глубокой он слышит, Как катаются кости в гробах, И на хорах смеётся невидимый кто-то, Чья-то тень в капюшоне стоит у кивота, Сам собою листается требник.
Позади же холма - Болото на мили. Там безумная бродит девица, Собирает ряску,говорит: -Пригодится, Жениху сварить угощенье...- А за нею мухи летят,жужжа, И что-то чёрное,сипло дыша, Плетется,все в липкой тине.
А перед холмом - Старый погост. Никому не лежится на нем. И погожим солнечным днем Видно,будто дымки взлетают Из-под сточенных временем плит. И в забитой часовне кричит Птицей бездомная злость.
14.01.99г.
*********************
ВСТРЕЧА В ПОЛЕ
Брёл однажды я ненастной ночью, По просёлку битый час кружил. Белый месяц маковку сорочью Под крыло дрянное заложил.
Ноги,руки - было всё в раздоре, Горше всех болела голова. Я тащил с собой такое горе, Под которым вянет трын-трава.
Вдовий дождик сбрызгивал слезами, Острыми как свежая стерня... Вдруг метнулась тень перед глазами И застыла в шаге от меня.
Глаз коли - такая в поле темень: Вспомнил аж молитву - верь-не верь! - И хотя боялся привидений, Но нутром почуял: это - зверь.
И ладонь неспешно мирным знаком Протянул,погладив мокрый бок. Я спросил негромко: - Ты собака? - Он ответил тихо: - Нет,я волк. -
Вот и всё...И это будет благо Для души,истаявшей давно. Полетит казённая бумага К адресатам,коим всё равно:
"Найден труп бродяги с документом. Ну,вернее,документ и кость..." Позабыл себя я и моментом Гаркнул накопившуюся злость:
- Что же ты задумался,дружище? Я мослами грудь не берегу! Жадные вы,волки,до кровищи - Горло предложить тебе могу!
Мяса хочешь - с этим будет хуже; Но хозяин я не из невежд: Сердце вот,укрытое от стужи Ворохом несбывшихся надежд.
Правдой измочаленная печень, Истиной промытые мозги... Но не будь,мой добрый враг,беспечен: Горе моё тронуть не моги!
Ни к чему тебе в привольном поле Знать всё то,чем я себя избыл. Волчья ведь и то не сахар доля, А иначе ты бы так не выл.
Не держу ни зла я ни обиды. Только,заклинаю,не тяни! Ну,а коли заору для вида, Крепче пасть на глотке мне сомкни!.. -
Только зверь зрачками цвета стали Зыркнул,уходя,через плечо: - Вон тебя как люди обглодали! Поживи,помучайся ещё...
10.03.08г.
**********************
ЛИЛИТ
В гранитной купели кипели янтарные влаги, Столбы турмалинов в себе преломляли лучи, И на закопчённом стекле,как на белой бумаге, Я видела образ того,кто меня приручил.
Он знал наперёд,что паду я добычей гордыни, И будет другая царицей в Эдемском саду. Зачем было вкладывать пламя в болванку рабыни? Не слишком ли холоден Рай для зачатой в Аду?
О счастье! ОН дал мне в удел перспективного мужа, Жилплощадь,госдачу,мигалку и суперпаёк. Моя же задача: чтоб муж был всегда отутюжен, Тверёз,не простужен и кушал разумно и впрок.
Но в первый же год я разбила казённую "Волгу", На кухне оставила газ,а на даче - камин И,чувствуя,как за спиной постоянно подолгу Маячит,весь в штатском,крылатый один гражданин,
Достала плацкарт на "стрелу" между Адом и Раем, И как поводок ни натягивал мой аусвайс, Похерила мэрридж с эдемским причёсанным маем, Сермяжную спичку зажёгши о джинсы "Ливайс".
Бывают же случаи, когда при чтении современной поэзии (не только сетевой, но и вполне респектабельной, книжно-антологической) возникает не чувство глубокой безысходности, переходящее в яростный критический зуд, в свою очередь сменяющийся апатией , а совершенно другие эмоции. Что тут скажешь, невозможно искать ошибки там, где их нет. Передо мной три виртуозно написанных стихотворения, каждое из которых представляет собой окно, распахнутое в отдельную вселенную со всеми присущими ей архетипами, символическим рядом и музыкальным строем. "На черном холме..." - про себя я почему-то окрестил эту вещь "готическим блюзом" - воскрешает в памяти миры Босха и Брейгеля, эта недобрая сказочная страна наполнена призрачной жизнью и смутным движением, в ее тлетворном воздухе витает ощущение катастрофы - неизвестно, свершившейся или грядущей. Рассказчик внешне спокоен, он отрешенно перечисляет творящиеся безобразия, нарастающее напряжение передает лишь его тон - своеобразная скороговорка, взрывающаяся в финале пронзительным:
Quote (Nenufar)
И в забитой часовне кричит Птицей бездомная злость.
Встреча в поле восходит к традициям русской городской баллады и романса, из которых произошли и бардовская песня, и то, что у нас называют "шансоном", и - вот такая поэзия. Многократно обыгранные мотивы отечественного экзистанса облекаются в этом произведении в безупречную форму отточенных формулировок:
Quote (Nenufar)
Сердце вот,укрытое от стужи Ворохом несбывшихся надежд. Правдой измочаленная печень, Истиной промытые мозги... Но не будь,мой добрый враг,беспечен: Горе моё тронуть не моги!
И еще, особенно:
Quote (Nenufar)
Ни к чему тебе в привольном поле Знать всё то,чем я себя избыл.
Сильные стихи. Совсем невеселые. Пронзило даже сиюминутное острое желание забиться в бурьяны и пить там горькую. Однако, следующее стихотворение поставило все на свои места: Лилит - такого рок-н-ролльного драйва в поэзии я давно не встречал. Нонконформизм с размахом. Суть сказанного настолько заруливает все остальное, что рассуждать об этом произведении в стиховедческих терминах полагаю скучным и неприличным. Перед нами поэзия как таковая:
Quote (Nenufar)
Сермяжную спичку зажёгши о джинсы "Ливайс".
Кстати, образ Лилит привлекал меня издавна, я его интерпретировал по своему: Проклятие Лилит Да, так я вот о чем, собственно. На Поэтическом форуме Готического клуба Вы, Nenufar, получили статус Автора. К этому статусу со всей необходимостью прилагается Ваша Авторская страница в разделе Поэзия на сайте проекта Scivarin - город-призрак. Пока там расположился только я - в гордом одиночестве, но сочту за честь, если Вы решите составить мне компанию. На мой взгляд, концепция Вашего творчества в чем-то весьма соответствует замыслу нашего проекта. Выглядеть Ваша страница будет приблизительно так: scivarin ПОЭЗИЯ Требуется только Ваше принципиальное согласие.
И принципиальное и не принципиальное,и всякое другое моё согласие - в полном Вашем распоряжении,дорогой Scivarin! Ой,мама дорогая! - меня так никто никогда не хвалил: просто вогнали в краску Сижу вся в краске Я вообще-то не мастак говорить много и красиво,но поверьте,Ваша поддержка именно вот сейчас и сегодня мне очень помогла.
Я очень рад, Nenufar! Сегодня подготовлю Вашу Авторскую страницу, завтра напишу Вам в личку - обсудим технические вопросы. IGNE NATURA RENOVATUR INTEGRA
А это ссылка на поэта со стихи.ру.Не знаю псевдоним ли у него такой(скорей всего) или фамилия - Бес,но стихи меня по-настоящему трогают.Сейчас ему должно быть где-то 21 год,но в стихах мудрости - как у прожившего жизнь старика.Поверишь в реинкарнацию [url=http://www.stihi.ru/author.html?julber ][/url] Очередная партия моих:
----------------------------
Играет кто-то ночью осенней На скрипке будто в оврагах. Рваные тучи небо в движенье Приводят призрачной тягой.
Конь гривастый чёрною птицей Упал за лунным откосом; Тянутся вслед ему вереницей Детишки компрачикосов.
Нос великана в шею жирафа Вырос,извившись змеёю, А на макушке у Голиафа Рог разросся сосною.
И,оперевшись о звезды лапой, Тянется за луною, Мордой ощерившись бородатой, Бескрылый дракон с тоскою.
А то,что недвижимо остаётся, Глядит из вечности гордо, Как под теченьем воздушным рвётся Слепая драконья морда.
1992г.
------------------------------
В пустышке города всё жаждет опьяненья: Вином,наркотиком,любовной чепухой. Стократ отрадней лавы жадное волненье, В пещерах карстовых воды взъяренной вой.
Вот чу,скулит поэт,с дивана не слезая: - Я презираю жизнь!Она меня скучнит! - А в это время солнц кипящих стая Из жерла выстрелив,за край небес летит.
Колеса огненные над морской пучиной Шипят,в туманы одевая берега, И на застывшую от ужаса долину Расплавленный базальт сбегает как река.
Оранжевые с красным переливы, Поля и джунгли под бурлящий пласт подмяв, Играют с зеленью,губя её шутливо, Как кости кролику ломающий удав.
И под монашеской,мышиной рясой пепла Хрипит,отравленный парами кислоты, Пуэрто - корчится и видит,как из пекла Прядает ягуар на снежные хребты.
Крылатый зверь,в глазах - тысячелетья смерти, Обсидиан когтей - из жертвенных клинков, - По трупам скачет,рассекая в круговерти Бетон,стекло и мясо кремнями клыков.
Неумолимый бог всех царствий погребённых - Он,верно,будущий владыка бытия. Прислушайся: рычит в твоих кварталах сонных Сквозь треснувший асфальт несытая земля.
12.06.00г.
--------------------------------------
Я слишком серьёзна для данного времени года. Я сеткой окно занавешу от яркого света, Я - словно потомок грешившего много народа, Которого пепел развеян изменчивым ветром.
Я мудрый поэт языка, не понятного людям. Я в новых религиях вижу конспекты былого, И мне головой Иоанна на жертвенном блюде Все чудится каждое всуе реченное слово.
И коли умру, мне не сделаться лебедем Рая И не насладиться беспечной сияющей высью: В дремучей прапамяти, тропочки перебирая, Я буду скитаться печальной болотною рысью.
Я дикая слива в медвяной плодовой корзине, Мне сладкой улыбкою не суждено растекаться. Но вдруг ваше лето когда-нибудь всё же остынет? Заплачете вы. Вот тогда научусь я смеяться.
03.08.04.
ЦЗЯНСИ
Ты - нежнее пёрышка от крыла ангела - Накрываешь мою рану И,растворяясь в горькой крови, Становишься моей новой кожей.
По Вашему совету посмотрел стихи Саши Беса. Действительно отличный поэт. Искренность его лирики обескураживает, а воздушная ткань стиха - выше всяких похвал. Святая наивность эпохи Вудстока неожиданно воскресла в наше время "прагматического мышления" и причудливо переплелась с тонким (врожденным?) психологизмом. Не перевелись еще светлые личности - и это отрадно. На фоне таких дел почувствовал себя чуть ли не отстраненным от должности Сатаной - старым и злым ( шутка, конечно, но в каждой шутке...). Если серьезно - Ваши стихи мне все же нравятся больше. При всей эмоциональности, они менее сентиментальны, в них присутствует - я не знаю как сказать точнее - некий отрешенный пафос античной трагической поэзии, и как раз вот это их качество мне необыкновенно по душе. Играет кто-то ночью осенней - завораживающая волшебная картинка. Облака и луна. Вам удалось передать фантасмагорическую игру образов, которой иногда одаривает нас ночное небо, противопоставив плавные метаморфозы "рваных туч" торжественному статическому спокойствию подлунной тверди:
Quote (Nenufar)
Рваные тучи небо в движенье Приводят призрачной тягой.
Quote (Nenufar)
А то,что недвижимо остаётся, Глядит из вечности гордо,
Вот это Ваше умение хладнокровно (с точки зрения читателя) живописать словом - поистине замечательно.
В пустышке города всё жаждет опьяненья... Читая стихотворение, я погрузился в мир постмодернистской интеллектуальной игры. В этой мАстерской стилизации, содержащей множество аллюзий на поэтику "прОклятых" французов, Вы блестяще обыграли неистовую экспрессию Бодлера ("Плаванье", конечно) и Рембо, а в следующих строках:
Quote (Nenufar)
Крылатый зверь,в глазах - тысячелетья смерти
Quote (Nenufar)
Неумолимый бог всех царствий погребённых -
как мне почудилось, мелькнула даже тень Лавкрафта ("Пес"). Постмодернистская задача решается Вами практически идеально - мозаика тропов послушно складывается в оригинальное, пронизанное внутренней логикой сюрреалистическое полотно. Стихотворение украшает ряд ярких, запоминающихся образов, среди которых мне хотелось бы особо выделить два:
Quote (Nenufar)
Пуэрто - корчится и видит,как из пекла Прядает ягуар на снежные хребты.
Интереснейшие стихи. Да, и еще одна строчка, которая представляет интерес лично для меня, поскольку я неоднократно слышал въяве то, о чем в ней говорится :
Quote (Nenufar)
В пещерах карстовых воды взъяренной вой.
Я слишком серьёзна для данного времени года... Честно говоря, Nenufar, мне не хотелось бы Вас совсем уж захваливать. Не в моих это обычаях. Но... что тут поделаешь. Здесь нечего комментировать - я просто Вас поздравляю. Именно таким я представляю себе лирическое стихотворение - написанное легким и прозрачным стихом, отчетливое по звучанию, внятное по смыслу (дерзкому и парадоксальному, внезапно взрывающемуся в сознании читателя мгновенной вспышкой понимания).
Quote (Nenufar)
Но вдруг ваше лето когда-нибудь всё же остынет? Заплачете вы. Вот тогда научусь я смеяться.
Класс!
ЦЗЯНСИ Здесь достаточно слов. Остальные будут лишними.
Бодлера я очень люблю с тех пор,как услышала песни Анатолия Крупнова ("Чёрный обелиск") на его стихи.Тогда же купила "Цветы зла" и иногда их до сих пор перечитываю.А вот Рэмбо и Лавкрафта к великому стыду не читала,хотя фамилии знакомые.Спасибо Вам за добрые слова! Поддержка очень помогает! А то от родных кроме "да кому нужны твои стихи?" не услышишь интересно,а бомжи пишут стихи?