ПОХИТИТЕЛИ ВЕЛОСИПЕДОВ оригинальное название: "Ladri Di Biciclette"
Режиссёр: Витторио де Сика.
В ролях: Ламберто Маджорани,Энцо Стайола,Лианелла Карель.
Производство: Италия,1948 год.
По свидетельствам современных туристов,в Италии воруют и поныне.Даже сохранилась такая римская достопримечательность,как бандиты на мотороллерах,вырывающие дамские сумочки.Видимо,пешим порядком от итальянки не убежишь.Наши вот вырыватели сумок обходятся без мотосредств.И к чему я про сумки написала - сама не пойму...Итак,переходим непосредственно к фильму.
Классика - страшно сказать - НЕОРЕАЛИЗМА! Половина аудитории после такого объявления фильм точно смотреть откажется.Классикой-то мы и своей уж сыты по горло,а тяжёлого,жёсткого,неприкрытого реализма у нас и самих хоть лопатой.Хочется сказки: "Римских каникул","Золушки 80","Унесённых ветром"(добавить сюда ещё "Завтрак у Тиффани" и будет куча бисера!).Историю какую-нибудь,пусть и про бедного честного (безнадёжный случай) парня,но с маячащей на горизонте прекрасной принцессой(полцарства по-умолчанию).Бедность - не порок.Бедность - это не красиво,потому что унизительно.
Фильм "Похитители велосипедов" именно об этом: это история одного унижения.
Благородный итальянский безработный Антонио,не имеющий абсолютно никаких криминальных наклонностей и даже ни единой судимости(что в среде римской бедноты - случай уникальный),смиренно несёт бремя извечного ожидания хоть какой-нибудь работы,параллельно с бременем семьи,голода и вполне понятной любому мало-мальски разумному человеку бесперспективности субъективных перспектив.(Ого!Спиноза отдыхает!)
И мы ещё жалуемся,что плохо живём: растут цены,квартплата!..Эх,посмотрели бы вы на очередь в ломбард,в который Антонио и его красивая,но рано постаревшая от безнадёги жена,снесли почти всё своё движимое имущество,не исключая и велосипеда,вокруг которого,собственно,и развертывается сия драма.
Наконец на бирже труда Антонио предлагают место расклейщика афиш,при условии,что он обеспечит себя транспортным средством - то есть велосипедом - за свой счёт (что-то типа "требуется водитель на своей "Газели").Однако велосипед давно заложен,и положение спасает лишь последний оставшийся у семьи комплект постельного белья,отправляющийся на ломбардную полку вместо "железного коня".Маленькое семейство воспрянуло духом,согласно(за исключением младенца) самоотверженно спать на голом матраце,прикидывает,какое количество долгов реально покрыть уже с первой зарплаты,и даже глубокие чёрные тени под глазами супруги Антонио становятся не то,чтобы меньше,но выглядят как-то оптимистичнее.
Ранним утром сотни римских расклейщиков седлают свои велосредства,чтобы разъезжать со скоростью ошпаренной крутым кипятком блохи по улицам и закоулкам Вечного города и,ловко намазав стену метровой кистью с клеем,привычно разглаживать поверх облупленной штукатурки глянцевые телеса какой-нибудь белокурой голливудской бестии.
Антонио в то утро досталась Рита Хейворт,но она не принесла ему удачи.Не имея сноровки в обращении с актрисами,даже нарисованными,Антонио долго мешкал у каждого плаката,сражаясь с воздушными пузырями.Сей процесс может живо представить всякий,кому доводилось наклеивать обои.Увлекшись,он на несколько минут упустил из виду свой инвентарь и через мгновение у него оставалось уже только ведёрко с клеем,кисть и рулон плакатов: велосипед увели.
Далее и вплоть до окончания ленты разворачиваются широкомасштабные поиски украденного кормильца семьи.Режиссёр снимает Рим бедников изнутри,показывает людей,которые ежедневно проходят мимо Колизея,размышляя не о связи веков,а о том,как свести концы с концами.Профессиональными актёрами являются лишь основные персонажи:подавляющая часть занятых в картине типажей - обыкновенные подлинные римляне,а декорации фильма - сами улицы,рынки,трущобы итальянской столицы.
Старший из двоих сыновей Антонио - шестилетний Бруно - ,в исполнении одарённого юного актёра Энцо Стайола,помогает отцу в его поисках.Насколько счастливо сложилась дальнейшая судьба маленького актёра - мне неизвестно,но фильм во многом делает запоминающимся именно его почти бессловесная роль "мужичка с ноготок",который настолько удачлив,что в свои годы уже имеет работу,но совершенно не знаком со школой.
Отыщется ли велосипед - вопрос выживания семьи из четырёх человек,выживание которых,в сущности,не является первостепенной задачей мироздания.Планету спасают немного по другому адресу.А неореализм - самое неискусственное искусство,которое так напоминает...ох,не приведи Господи,если оно вам что-то напоминает! иначе вы будете злыми,как моя жизнь,а это печально.
Информация о фильме: сайт о режиссёре Серджио Леоне