Я расскажу Тебе, чтобы спалось богаче, Историю о тех божественных созданьях, Плывущих через все (и через нас), играя, Смеющихся в себе, во всем во все звучащих.
В священной глубине Поэмы Океана Вселенной, там живут прекрасные дельфины, Выныривают вдруг -- большое откровенье... И вовсе не поймешь -- то крылья, плавники ли...
Они умнее нас и мы умнее с ними. И им не надо глаз (как нам), чтобы увидеть Друг друга... и они не знают слова правда (В воде живя всю жизнь, никто уже не вспомнит,
Что есть вода, что есть еще такое слово). И им не надо глаз... я говорил об этом? И нам не надо глаз... Закрой и слушай душу... Твоя душа -- глаза, Ты их еще увидишь,
Нет, не слащаво. Это стихотворение мне однозначно понравилось. Отличная работа. На сей раз, zveroboy212008, Вы точно утёрли нос всем Вашим злобным критикам - едва ли кто-то из них способен на такие стихи. Начиная с первой строки, сразу же "цепляющей" необычным и запоминающимся образом:
Quote (zveroboy212008)
Я расскажу Тебе, чтобы спалось богаче
воображение читателя захватывает смутный и завораживающий ритм прибоя, золотые волны эллинизма уносят его к берегам скалистых островов, этих осколков канувшей Атлантиды, ещё хранящим отголоски древних гностических мифов, возникших на заре европейской цивилизации и теперь причудливо преломляющихся в лучах её заката. Спокойный и ясный взгляд античности бестрепетно проникал в тёмные глубины подсознания и запечатлевал их тайны в стройной системе внятных символов. В этой системе дельфин - удивительное существо, объединяющее стихии воды и воздуха, обозначал связь между двумя мирами, землёй живых и блаженными островами мёртвых. Согласно представлениям обитателей побережий Средиземноморья, дельфины нередко спасали тонущих, потерпевших кораблекрушение, а души погибших сопровождали в страну вечной весны. Кроме того, дельфины были известны как верные спутники богини любви, какое бы имя она не носила - Иштар, Астарта, Афродита. Этот поистине поэтичный образ был воспринят и ранним христианством - дельфин символизировал Иисуса Христа как Спасителя человеческой души. В общем, данное морское млекопитающее занимает почётное место в мистическом бестиарии человечества, являясь носителем триединой символики жизни, любви и смерти. Я уж не знаю, zveroboy212008, что вдохновило Вас на создание этого стихотворения - может быть знаменитая фреска дворца в Кноссе, может быть какие-то личные впечатления. Это не так уж важно. Главное то, что Вы блестяще реализовали идею. Вам удалось раскрыть и обыграть многогранный символический ряд, о котором я говорил выше, без нагромождения сложных культурологических ссылок, исключительно благодаря интонационному богатству своеобразного - хочется сказать сомнамбулического - монолога. Это была счастливая мысль - построить стихотворение в такой форме. Отсюда же великолепный прерывающийся, почти молитвенный лепет, мнимое косноязычие которого, очевидно, представляет собой основное поэтическое достижение текста:
Quote (zveroboy212008)
И им не надо глаз... я говорил об этом? И нам не надо глаз... Закрой и слушай душу... Твоя душа -- глаза, Ты их еще увидишь,
Замечательно У этого стихотворения практически нет слабых мест - за исключением некоторых незначительных погрешностей в фонетике, аллитерация, на мой слух, могла быть более утонченной. Но это просто так, чтобы к чему-то придраться...
Quote (zveroboy212008)
Выныривают вдруг -- большое откровенье...
Бывает. У наших крымских берегов дельфины не редкость, увидеть их доводится время от времени, но вот чтобы совсем близко... Двадцать лет назад, во время рок-фестиваля в Алуште, ночью, на абсолютно пустынном пляже, находясь в состоянии изменённого сознания, я решил искупаться. Светила огромная зеленоватая луна. Я вошёл в морскую воду, тёплую как парное молоко и мерцающую мириадами фосфоресцирующих огоньков, и вдруг прямо передо мной, метрах в четырёх - пяти раздался шумный всплеск, и появился показавшийся мне гигантским плавник, а затем спина крупного дельфина-афалины. Странное дело, но вместо того, чтобы испугаться, я испытал некий мистический восторг, ощущение которого не забыл по сей день, не придавая, впрочем, этому особого значения. Но теперь Ваше стихотворение, zveroboy212008, раскрыло мне глаза. Занятно
Quote (scivarin)Само собой - статус Посвященного. Здорово! правда я не совсем понимаю, что это значит, но все равно -- рад!
На данный момент - почти ничего не значит (за исключением признания Вашего авторитета, конечно), разве что при желании можете иллюстрировать стихи изображениями. Но в ближайшее время грядёт большая реорганизация форума, после которой размещать стихи в Поэтическом разделе смогут только Посвящённые и Авторы. А там и Авторская страница у Вас появится - "Дельфины", "Зарисовка", "Сторожу маяка" уже сейчас на неё просятся. И ещё будет всякое... Готический клуб начнёт постепенно приобретать свой истинный облик. IGNE NATURA RENOVATUR INTEGRA
Я прочла этот шедевр в избранном форума и онемела на какое-то время. Это что-то, что уже выходит за рамки пусть и талантливого, но все же довольно обычного нашего общего стихоплетского баловства (да простят меня сейчас все авторы, читающие сии строки). "Дельфины" - это уже ПОЭЗИЯ в истинном смысле слова. Я не мало перелопатила разных стихосайтов. И с уверенностью могу назвать лишь 3-х или 4-х человек, кто может называться ПОЭТОМ по праву. Теперь их число увеличилось на одного автора. Спасибо за ТВОРЧЕСТВО[b]
уродство иллюзий и есть красота - просто прекрасно, а главное не больно (с)
Leonid, здесь, думаю, присутствует уподобление духовных сил, вдохновляющих на творчество, пробуждающих положительные чувства -- вера, надежда, любовь и т.п. Влияние этих сил, о которых я, в общем-то знаю немного (не мистик, не эзотерик, не богослов), по моим ощущениям, можно в чем-то сравнить с влиянием такого замечательного существа как дельфин, общения с ними на состояние человеческой души, плюс -- роль этих млекопитающих в мифологии, традиционная связь с поэзий (миф об Арионе). Тот гений миролюбия и дружелюбия, который моей душе близок, чуждый вражде... вообще-то, я стихи объяснять никогда не умел, смыслы трудноуловимы -- либо доходит до читателя, либо нет...
Quote (Leonid)
Если конкретнее,то "во всем во все звучащих" это как??))
Ну, вполне вероятно, хотелось подчеркнуть неуловимость и свободу перемещения того, что -- быть может, можно назвать вдохновением, его независимость от сиюминутных людских прихотей. Leonid, честно, не могу дать развернутый ответ, и вообще, думаю -- записывать мысли в прозе не мой конек. Стихи сочинять легче, чем объяснять. Тут лирическая объективность (субъективность), фиксирующая ощущение, которое потом проходит и о котором говорить после очень трудно. Если бы написал сейчас -- стихо бы выглядело несколько иначе, возможно -- потом подправлю, проясню...
Что касается белого стиха (а также верлибра и ритмической прозы), то он мне симпатичен тем, что текст воздушнее, свободнее дышит -- в рифмованых хореях и ямбах достигнуть этого несколько сложнее, там можно впасть в зависимость от языковых изысков и поэтических средств, от версификации, для белого стиха менее характерна нарочитость.
---
Quote (scivarin)
Leonid, даже не знаю, сможет ли автор ответить на этот вопрос. Он сейчас вроде как малость не в себе.
Скорее наоборот -- в себе, пока не выводят из себя. Вопрос не относится к чуждым мне и вызывающим внутреннюю смуту, настораживающим сферам политики и религии, социологии, психологии и прочих наук, в которых ничего не понимаю (не хочу понимать)... а также не содержит в себе навязывания определенной социальной роли, стигматизации собеседника... посему -- о лирике говорю вполне свободно. Если бы Leonid обнаружил в стихе диссидентство, интеллигентство, протестантизм, марксизм или фрейдизм -- я бы ответил все так же грубо и несдержанно, как не раз отвечал вам, scivarin.
Quote (scivarin)
А стихотворение - да, отличное.
В данной теме и ваш комментарий, где вы грамотно разбираете стихи с точки зрения их связи с мифологией (правда: в процессе написания стиха не думал об этом), а также говорите о своих личных ощущениях от прочтения -- не вызывает у меня ни гнева, ни возмущения, но кажется вполне уместным и даже интересным. Хотел давно сказать: всему свое место. В лирике (условно называю так) ни о какой политике не может быть речи, потому что лирический поэт оперирует более общими и универсальными категориями, вы этого не поняли -- отсюда и весь конфликт (теперь уже сложно установить -- кто первый начал). Беда в том, что в такой поэзии нет конкретизации времени и места, нет духа эпохи, века, поэтому и не предполагается влияния на чуждые сферы, то есть в вашей борьбе, scivarin, не буду о том -- кто там с кем борется -- мое творчество изначально не может сыграть значительной роли -- ни за, ни против. Кратко говоря: не хочу, чтоб перо приравняли к штыку... для меня слово не оружие, а инструмент (представляю его в музыкальном оркестре, образно выражаясь, но не могу представить на поле боя). Паралелльные линии, которым пересекаться, думаю, вредно. В том и моя ошибка состоит, что перешел границу. позволил себе неверный шаг -- стал склоняться к определенной политической идеалогии и религиозной конфессии, и стал о них рассуждать, не имея внутренней предрасположенности к этим темам. Но вы же сами все время хотите понять -- каковы политические пристрастия собеседника, чем и выводите из себя, потому что их у меня нет. А ваше настоятельное желание спорить и одержать победу для меня выглядит смешным. Все равно -- что противопоставить флейте огнестрельное оружие... в какой-то момент я перестал щебетать и позволил себе порычать, но вполне закономерно остался дураком, потому что знал, что мне это противопоказано и что таким способом у меня ничего толкового не выйдет. Раскрою вам одну из правд: злословие со стороны не так ранит, как собственное... другие могут плеваться сколько влезет, но если отвечу -- сам себя же и заплюю, так у меня и выходит. Могли бы заметить, что не вы меня переспорили, а я вам это позволил сделать -- своим участием в споре. В споре, кстати, истина не рождается, как и в винЕ ее найти трудновато.