goriainovs13 | Date: Среда, 30.09.2015, 12:04 | Message # 1 |
Группа: Участник
Сообщений: 1
Offline
| ЛАНДШАФТНАЯ ПАРАДИГМА Философия Ландшафта берет за объект насущные проблемы человека. Проблемы человека – это, прежде всего, проблемы существования человека в мире. Человек на своем жизненном пути сталкивается с природой, с культурой,и с проблемой понимания их. Потому проблемное поле философии современyjcnb У античных стоиков традиционно делится на три области: «Бытие», «Культура», «Мысль», и философия делится на философию природы, философию общества и гносеологию (эпистемологию), т.е. существующую под разными названиями онтологию, культурологию и феноменологию. Философия Ландшафта восстанавливает онтологизм досократиков Философия Ландшафта следует популярному лозунгу многих философов XX века:«Назад к досократикам!», которые, провозглашая этот лозунг, как это не печально, сами не осознали направления и способов реализации его. Это во многом роднит её со стоическойфилософией, ибо именно древние стоики взяли за основу именно этот лозунг. Роднит её со стоической философией и этическая направленность. Философия Ландшафта – не столько учение о природе, обществе и понимании, сколько о том, как человек сталкивается с природой, культурой икак их понимает. Философия Ландшафта – это антропология, т.е.осмысление способов и методов столкновения человека на своем жизненном пути с природой, культурой, с возможностью и невозможностью их понимания – а это, в конечном счете, это этические проблемы. Важно и то, что человек на своем жизненномпути сталкивается не только с «Макрокосмосом» Бытия и «Микрокосмосом» Культуры, проблемами их понимания, но он сталкивается с самим собой. Это столкновение трагично, ибо человек исходно в своей основе существо шизофреническое, расколотое на две сферы как биологического и как культурно-социального животного. В философе это трагическое противостояние выражено наиболее ярко, а потому шизофрения обычное явление в среде философов. Философия Ландшафта основана на трех базовых концептах: ландшафт, традиция и субъект-перипатетик.Ландшафт – это базовый концепт онтологии, традиция – базовый концепт культурологии, субъект-перипатетик – базовый концепт феноменологии философии Ландшафта. § 1 ЛАНДШАФТ Философия осуществляет свои функции в культуре путем выдвижения общекультурных парадигм бытия, культурыи основанного на этом образе их понимания. Она использует в качествеобщекультурной парадигмы какую-то частную парадигму, которая сложилась либо в ментальности (в науке, в искусстве или идеологии), либо в отдельной социальной группе, либо в отдельной области хозяйственной практики. Как правило, изначально эти парадигмы имели маргинально - инноваторский характер. К примеру, вся новоевропейская философия XVII-XVIII века по преимуществу –это выдвижение естественно - научной механистической (физикалистской) парадигмы, которая была маргинальна господствующей в XV-XVIIвеках схоластической перипатетической (органистической) парадигмы. Эта механистическая парадигма имела поддержку в зарождающихся политических формах абсолютистской монархии и хозяйственных формах мануфактурного производства, ибо она соответствовала и была инициирована социально-политической идеологией порядка абсолютизма и рациональной идеологией калькулируемости зарождающегося класса буржуазии. Восстановление досократического онтологизма идет по пути введения в современную ментальность ландшафтной парадигмы.Эта ландшафтная парадигма органично вытекает из механистической (физикалистской) парадигмы, ибо выдвигаемая ландшафтная парадигмаимеет истоком научное знание, основанное на механистической (физикалистской) парадигме. В наше время только научное знание обладает мощным инноваторским потенциалом, и этот потенциал еще до конца не исчерпан. Модернистский проектразвития культуры, ядром которого является наука, еще не завершен и философияЛандшафта является не постмодернисткой философией, а философией незавершенного модерна, а вернее, философией позднего модерна, который обогащен опытом постмодернисткой критики. Ландшафтная парадигма имеет истоком геолого-географическую парадигму, возникшую в рамках геолого-географического знания и синергетическую парадигму, возникшую в рамках физико-математического знания. Но ландшафтная парадигма – это философская общементальная парадигма, которая имеет истоки не только в них, но в реальности современного состояния культуры, современных проблемах человека, а также и в традициях философии. Вышеуказанные же парадигмы – это естественно - научные формы этой парадигмы, которые во многом инициируют выдвижение её на первое место. И надо учитывать это различие, дабы не свалиться в очередную форму радикального сциентизма. 1 ЛАНДШАФТ - БАЗОВЫЙ КОНЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ ОНТОЛОГИИ В чем основано то, что ландшафт выдвигается на уровень базового философского концепта? Дело в том, что в этом концепте органично сочетаются с новым синергетическим видением мира традиционные базовые онтологические концепты и категории (пространство, время, материя, качество, количество и т.д.). Ландшафт - это конкретно-реальное, «материальное»пространство-время. Ландшафт организован не по платоновско - пифагорейским правильным фигурам, а по фрактально-хаотичнымскладчатым рельефам. Весь земной мир, человеческое сознание и человеческаякультура имеют ландшафтное строение. 1. Вселенная– это скопление определенных семейств галактик – космических ландшафтов.Реальность неклассического эйнштейнова бытия – это рельефный ландшафт Вселенной, образованныйгравитационными взаимодействиями энергий-масс,действующих по кривым хронотопов(пространству-времени) ландшафта. И земной мир, в котором обитает человек, состоит из системы разных рельефов и типов геофизических ландшафтов. 2. Культура состоит из системы различных пространственных образований – культурных Ландшафтов, имеющих свои вершины, равнины, впадины, отложения, свою экосистему. Менталитет имеет ландшафтный характер, ибо он состоит из системы определенных расположенностей тех или иных ментальных форм, рельеф этого ментального ландшафта может меняться: то выдвигаются вверх одни ментальные формы, то другие. Реальность современного неклассического менталитета – это многообразие взаимно переплетающихся ландшафтных ризом проблемных полей, научно-исследовательских программ и направлений На этот ментальный ландшафт наслаиваются системы социального ландшафта, состоящего из разнообразных государств, политических группировок, общественных групп и глобалистских элит. На социальные системы ландшафта накладываются хозяйственные системы мироэкономик, что в совокупности и образует «слоеный пирог» культурного Ландшафта. Реальность культуры – это многообразный складчатый ландшафтразличных ментальных эпистем, социальных образований и мироэкономик. 3. Сознание ландшафтно и сообразуется с ландшафтными системами, которое отражает. Человеческая мысль имеет не только временной характер, но она еще пространственна. Сознание – это виртуальная проекция космического, геофизического и культурного ландшафтов. Один из самых разнообразно насыщенных ландшафтных систем – это лес, именно такой «лесной» характер имеет одна из самых сложных ментальных образований – философия, не зря французский философ Э. Леруа (1870-1954) писал, курс философии надо проходить в лесу. «Ландшафт» – термин, ведущий происхождение из теоретической географии,он означает систему природных комплексов, разнородных по типу и функциональному назначению, но в совокупности образующих единое системное единство. Понятие ландшафта было сформировано в XIX веке в западноевропейской мысли на базе идей выдающихся немецких географов и философов К. Риттера и А. Гумбольдта. Далее оно вошло в географию XX века благодаря немецкому географу З. Пассарге и русскому ученому Л.С. Бергу. Л. С. Берг определял ландшафт следующим образом: «Географический ландшафт есть такая совокупность, или группировка, предметов и явлений, в которой особенности рельефа, климата, вод, почвенного и растительного покрова и животного мира, а также деятельности человека сливаются в единое гармоническое целое, типично повторяющееся на протяжении известной зоны Земли» (Берг Л.С. Ландшафтно-географические зоны СССР. Т.1. М.-Л. 1930. С.5). Вместо понятия «ландшафт» в современнойгеографии предпочитают часто употреблять термин «регион», который, по их мнению, более «научен». И в этом они правы, ибо концепт «ландшафт» ближе к философии. У немецких ландшафтоведов, идущих от идей З. Пассарге, этот термин приобрел именно такой излишне «философский» для географии характер. Французские географы иногда употребляют термин «пейзаж», что в многом оттеняет некоторые черты самого понятия «ландшафт» в сторону эпистемологически- эстетической стороны этого понятия. . В заимствовании философией концепта«ландшафт» у географии нет ничего удивительного. Во-первых, как правильно пишет знаменитый географ Д. Харви: «География слишком важна для того, чтобы оставить её географам» (Harvey P. Spacesof Capital. Towards a Crutical Geography. Edinburg. 2001. p.116). Во-вторых, – философия является «прародителем»всех форм современной науки, - все понятия и категории современной науки большей частью сформированы в недрах античной и арабской философии, и «взаимообмен» концептами, понятиями и категориями между этими сферами знания естественен. Более того, учение о пяти «зонах» (т.е. ландшафтах), согласно свидетельству Страбона, было создано «ключевым» для античной и последующей философии философом – Парменидом из Элеи. Да ивсе древнее знание формировалось в основном из географических знаний – это знание о жизненно важных для человеческого бытия местах окружающей его ойкумены: местах ритуальных действий, местах стоянок, местах охоты и собирательства, физико-географических свойствах окружающей среды. В этом отношении философия Ландшафта, являясь философией будущего, одновременно является радикальным возвратом к синкретичным формам древнего знания. §2 ГЕОГРАФИЗАЦИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ 1. ГЕОЛОГО -ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА Важно подчеркнуть, философия Ландшафтаориентирована на науку, и является новой формой позитивизма, который возрождает в определенной степени онтологический позитивизм XIX века. Но при этом он использует не механистическую или эволюционистскую парадигмы научного знания, а геолого-географическую и синергетическую парадигму, которые сейчас начинают формироваться в качестве общенаучных парадигм. Но, с другой стороны, философия Ландшафта не является когнитивистской философией, ей близок нонкогнитивизм; именно этот нонкогнитивизм наиболее ярко проявлен в геолого-географических науках, где удивительно органично сочетается строгий математизм и доходящий до поэтических метафор повествовательный способ описания наблюдаемых явлений. Вообще в ландшафтной парадигме удивительно сочетаются не сочетаемые со времен спора между «математизмом» Платона и «квалитативизмом» Аристотеля количественные и качественные методы анализа явлений. 1. ПРИНЦИПЫ ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ 1.ГЕОГРАФИЗМ И ФИЗИКАЛИЗМ Сейчас происходит постепенный переход отфизикалистской парадигмы, сложившейся в XVII веке вгеолого-географической парадигме Ландшафт в географии подразделяется на естественный (физический) и культурный (экономический, политическийи ментальный) ландшафт, и это разделение является основой так называемого географического«дуализма»: одни географы считают, что география должна заниматься изучением только природных комплексов, другие же географы (и их большинство) считают неправомерным таким образом ограничивать предмет географии. Этот спор связан с тем, что во втором случае география действительно выдвигается на центральное место в системе знания, имеет тенденцию стать общеметодологической основой наук типа физики, т.е. может произойти переход от «физикализма» к «географизму». А это противоречитеё традиционному месту в системе наук, сложившихся в новоевропейской ментальности, основанной на идеологии «физикализма»(«механицизма») Именно эта «болевая точка» фальсификации, выраженнаяв географическом «дуализме», является точкой бифуркации для новойреструктуризации человеческого знания. Собственно эта реструктуризация подспудно уже идет в современной ментальности: все более и более: в астрономии, физике, биологии, истории и социологии начинают оперировать географическими терминами. Самое удивительное, что этот процесс часто идет спонтанно, бессознательно как для ученых, так и для философов. В ближайшем будущем ментальность, следуяидеям классификации научного знания известного русского философа Н.Я. Грота (1852-1899), будет отходитьот контовской и спенсеровской классификации научного знания и перейдет к новой классификационной системе объема научного знания, которая будет построена не только по номологическому принципу, - т.е. по типу изучаемых предметов и законов, который задает лишь одну «плоскость среза» этого объема; - но и хорологическому принципу – по месту расположения изучаемых предметов. И при этом «срезе» объема научного знания базовыми будут астрономия (описание Вселенной), география(описание Земли) и история (описание Культуры), основанных на математике, базирующейся на теории катастроф и фрактальной геометрии, на принципах синергетики, которые позволяют описывать сложные нестационарные естественные и культурные явления. Если прежнее знание было построено по«диаде»: механицизм – физикализм, то на первое место сейчас выдвигается другая «диада»: синергетизм – географизм. И эти «диады» не противоречат друг другу - вторая «диада» является развитием первой и строится, как и первая, на базе математического знания, но если первая стоит на основе систем ньютоново-лейбницева исчисления и евклидовой геометрии, то вторая строится на базе теории катастроф Р. Тома, синергетики Г. Хакена и И. Пригожина и фрактальной геометрии Б. Мандельброта. Самое интересное, что все идеи вышеуказанных дисциплин имели истоком большей частью исследования, имеющие конкретное приложение именно в географических областях. 2.ЛАНШАФТНЫЙ МЕТОД Этот ландшафтный метод пробовал описать известный философ Б. М. Кедров, он называл его «геометодом», истоки его он ведет из глубокой древности: «В свое время, когда различные науки только ещё зарождались и носили в основном описательный (я бы сказал – феноменологический характер - С.Г.), не существовало еще и резкого обособления между историей как зарождающейся общественной наукой и географией как зародышем будущего естествознания (курсив мой – С.Г.). География, как и все природоведение, выступала тогда в качестве естественной истории в отличие от истории вообще, т.е. истории человечества. При различии самого предмета (природа – в одном случае; человек, общество – в другом) обе зарождавшиеся отрасли знания были едины по методу исследования. Этим методом был метод описания исторических фактов, событий, равно как и явлений, происходивших в природе на поверхности Земли. В последнем случае описательный метод в качестве рудиментарного признака вошел в самое название географической науки» (Кедров Б.М. О геометоде как особом способе познания \\ География в системе наук. Л. 1987. С.7). Этот «геометод», по утверждению самого Б. М. Кедрова, во многом родственен «хорологическому методу» А. Геттнера. Но этот «геометод» отличен от «исторического» метода в исторических науках. Но «..оба метода (исторический и геометод) и соответственно генетический и структурный подходы взаимно обусловливают друг друга и должны быть рассматриваемые и применимы только в нераздельном единстве» (Кедров Б.М. О геометоде как особом способе познания \\ География в системе наук. Л. 1987. С.9). К сожалению, Б.М. Кедров не смог развить далее эту идею, но он сделал единственно правильный для того времени вывод, что «геометод» есть структурный метод. И действительно системно-структурный метод, основанный на одноименной парадигме, является предтечей ландшафтного метода ландшафтной парадигмы. 3.ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ Ландшафтная философия решает традиционныйдля физикалистской (механистической) парадигмы «дуализм» между «номотетическим» («генерализирующим») и «идеографическим» («индивидуализирующим») методами. При этом она часто обращается к хорологической концепции классика географии XX века А. Геттнера (1859-1941), который уже тогдаосознанно противопоставлял свою «хорологическую» концепцию неокантианцам, о которой он писал следующее: «Цель хорологической концепции есть познание характера стран и местностей, исходящее из понимания сосуществования и взаимодействия различных царств природы и их различных форм, а также познание всей земной поверхности в ее естественном расчленении на части света, страны, ландшафты и местности» (Геттнер А. География, её история, сущность и методы. М-Л. 1930. С.120). Переход кландшафтной парадигме основан еще на переходе от алфавитной к аудио-визуальной культуре, которая является своеобразным возвратом к первобытному ландшафтному мышлению. Какписал Н. Баранский: «…географически мыслит тот, кто в достаточной мере привык обращать внимание на различие от места к месту не только по природным условиям, но и по историческим судьбам, кто привык свои суждения «класть на карту», кто привык ставить вопрос о причинах, обусловливающих различия от места к месту, кто привык связывать эти различия между собой, составлять цельные представления о местности, давать связные характеристики стран и районов» (Баранский Н.Н. Экономическая география. Экономическая картография. М. 1956. С.136 или его статья «Что понимать под выражением «географическое мышление» \\ География в школе. 1938. №2. с.90).
Post edited by goriainovs13 - Среда, 30.09.2015, 12:09 |
|
| |