Мне довилось прочесть, очень давно, немного из Доктора Фаустоса – и в моем рассуждении присутствуют реминисценции из этого романа Томаса Манна. В каждом значительном произведении искусства присутствует дух Мефисто, духа зла, получающий такую оценку, оттого что дионисийский порыв вдохновения разрушает Аполонническое состояние упорядоченности, - Аполлон в известном смысле классицист, берегущий и следующий традиции. Тогда как Дионис - Мефисто это взрыв, революция, зжигающая храмы. «В истинном искусстве всегда присутствует зверь» - Витгенштейн. Мефисто в литературе, или Дьявол в литературе, - находите Вы сами подобную идею обоснованной?
"Не уходи, а прослушай сначала, что народная мудрость греков вещает об этой самой жизни, которая здесь раскинулась перед тобой в такой необъяснимой ясности. Ходит стародавнее предание, что царь Мидас долгое время гонялся по лесам за мудрым Силеном, спутником Диониса, и не мог изловить его. Когда он наконец попал к нему в руки, царь спрашивает, что для человека наилучшее и наипредпочтительнейшее. Упорно и недвижно молчал демон; наконец, принуждаемый царем, он с раскатистым хохотом разразился такими словами: "Злополучный однодневный род, дитя случая и нужды, что вынуждаешь ты меня сказать тебе то, чего полезнее было бы тебе не слышать? Наилучшее для тебя вполне недостижимо: не родиться, не быть вовсе, быть ничем. А второе по достоинству для тебя – скоро умереть"" За гремучую доблесть грядущих веков, За высокое племя людей
Мы с тобой на кухне посидим, Сладко пахнет белый керосин.
Тогда я Вас попрошу не так туманно излагать Ваши мысли, и без лишних экивоков сказать, в чем же по Вашему мнению она заключается, потому что из того что Вы говорите мне не кажется что вы адекватно поняли меня.
Post edited by creiven - Пятница, 22.01.2010, 01:48
Как я уже сказал, в постановке темы, немаловажную роль, на идеи, в ней затронутые оказал влияние « Доктор Фаустус», Т. Манна, в творческом намерении, которого так замечательно преломляются судьбы Ницше, и хрестоматийная, тема сделки Мефисто с гением. Несколько тезисов; Гений всегда заключает сделку с Мефисто, так как является существом всего менее близким к гуманистической традиции, одержимый лишь тем, творческим порывом который, ни считается, с этическим, «культурным» и наоборот опрокидывает их, выходя за пределы ценностных категорий, в по ту сторону добра и зла. По отношению к Апполонической упорядоченности стройности традиции, этот порыв, является злом, так как расшатывает устои, и подрывает гуманистическую традицию. Не был ли таким пугалом посмертный Ницше, чей образ обыгран в романе Т.Манна в лице гениального творца Леверкюна. В романе; - мефисто в музыке. Но не безосновательно говорить о Мефисто в литературе. Та же философия Ницше – будучи не философской системой, - а судьбой, беспрерывно развертывающемся творчеством; – не просто набор каких - нибудь концептов, но настоящие драматическое произведение, резонанс которого отразился в последующих драматичных судьбах Европы, может быть примером концепции - мефисто в литературе.