SCIVARIN
форум города-призрака
Готический клуб
Главная - Регистрация - Вход -
Приветствую Вас Гость
Как опубликовать стихи на нашем форуме
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Готический клуб » Идеология и мировоззрение » Философский форум » Ландшафтная парадигма (Отрывок из Философии Ландшафта) (Дает общее понимание ландшафтной философии. В общих чертах)
Ландшафтная парадигма (Отрывок из Философии Ландшафта)
goriainovs13Date: Среда, 30.09.2015, 12:04 | Message # 1
Группа: Участник
Сообщений: 1
Offline
ЛАНДШАФТНАЯ ПАРАДИГМА
Философия Ландшафта берет за объект насущные проблемы человекаПроблемы человека – это, прежде всего, проблемы существования человека в мире.  Человек на своем жизненном пути сталкивается с природой, с культурой,и с проблемой понимания их. Потому проблемное поле философии современyjcnb
У античных стоиков традиционно делится на три области: «Бытие»,
«Культура», «Мысль», и философия делится на философию природы, философию
общества и гносеологию (эпистемологию), т.е. существующую под разными
названиями онтологию, культурологию и феноменологию.  Философия Ландшафта восстанавливает онтологизм досократиков Философия Ландшафта следует популярному лозунгу многих
философов XX века:«Назад к досократикам!», которые, провозглашая этот лозунг, как это не
печально, сами не осознали направления и способов реализации его.   Это во многом роднит её со стоическойфилософией, ибо именно древние стоики взяли за основу именно этот лозунг.
Роднит её со стоической философией и этическая направленность. Философия
Ландшафта – не столько учение о природе, обществе и понимании, сколько о том,
как человек сталкивается с природой, культурой икак их понимает. Философия Ландшафта – это антропология, т.е.осмысление способов и методов столкновения человека на своем жизненном пути с
природой, культурой, с возможностью и невозможностью их понимания – а это, в
конечном счете, это этические проблемы.   Важно и то, что человек на своем жизненномпути сталкивается не только с «Макрокосмосом» Бытия и «Микрокосмосом» Культуры,
проблемами их понимания, но он сталкивается с самим собой.  Это столкновение трагично, ибо человек исходно в своей основе существо шизофреническое, расколотое на две сферы как
биологического и как культурно-социального животного. В философе это
трагическое противостояние выражено наиболее ярко, а потому шизофрения обычное
явление в среде философов.  Философия Ландшафта основана на трех базовых концептах: ландшафт, традиция и субъект-перипатетик.Ландшафт – это базовый концепт онтологии, традиция – базовый концепт культурологии, субъект-перипатетик – базовый концепт феноменологии философии Ландшафта.
 § 1 ЛАНДШАФТ  
  Философия осуществляет свои функции в культуре путем выдвижения  общекультурных парадигм бытия, культурыи основанного на этом образе их понимания. Она использует в качествеобщекультурной парадигмы какую-то частную парадигму, которая сложилась либо в
ментальности (в науке, в искусстве или идеологии), либо в отдельной социальной
группе, либо в отдельной области хозяйственной практики. Как пра­вило,
изначально эти парадигмы имели маргинально - инноваторский характер. К примеру,
вся новоевропейская философия XVII-XVIII века по преимуществу –это выдвижение естественно - научной механистической (физикалистской) парадигмы,
которая была маргинальна господствующей в XV-XVIIвеках схоластической перипатетической (органистической) парадигмы. Эта
механистическая парадигма имела поддержку в зарождающихся политических формах
абсолютистской монархии и хозяйственных формах мануфактурного производства, ибо
она соответствовала и была инициирована социально-политической идеологией
порядка абсолютизма и рациональной идеологией калькулируемости зарождающегося
класса буржуазии.    Восстановление досократического онтологизма идет по пути введения в современную ментальность ландшафтной парадигмы.Эта ландшафтная парадигма органично вытекает из механистической
(физикалистской) парадигмы, ибо выдвигаемая ландшафтная парадигмаимеет истоком научное знание, основанное на механистической (физикалистской)
парадигме. В наше время только научное знание обладает мощным инноваторским
потенциалом, и этот потенциал еще до конца не исчерпан. Модернистский проектразвития культуры, ядром которого является наука, еще не завершен и философияЛандшафта является не постмодернисткой философией, а философией незавершенного
модерна, а вернее, философией позднего модерна, который обогащен опытом
постмодернисткой критики.    Ландшафтная парадигма имеет истоком геолого-географическую парадигму, возникшую в рамках геолого-географического знания и синергетическую парадигму, возникшую в рамках физико-математического знания. Но ландшафтная
парадигма – это философская общементальная парадигма, которая имеет истоки не только в них, но в реальности современного состояния культуры,
современных проблемах человека, а также и в традициях философии. Вышеуказанные
же парадигмы – это естественно - научные формы этой парадигмы, которые во
многом инициируют выдвижение её на первое место. И надо учитывать это
различие,  дабы не свалиться в очередную
форму радикального сциентизма.
1 ЛАНДШАФТ - БАЗОВЫЙ КОНЦЕПТ СОВРЕМЕННОЙ ОНТОЛОГИИ
В чем основано то, что ландшафт выдвигается на уровень базового философского концепта? Дело
в том, что в этом концепте органично сочетаются с новым синергетическим
видением мира традиционные базовые онтологические концепты и категории  (пространство, время, материя, качество,
количество и т.д.).
    Ландшафт  - это конкретно-реальное, «материальное»пространство-время. Ландшафт организован не по платоновско - пифагорейским правильным фигурам, а по фрактально-хаотичнымскладчатым рельефам. Весь земной мир, человеческое сознание и человеческаякультура имеют ландшафт­ное строение.    1. Вселенная– это скопление определенных семейств галактик – космических ландшафтов.Реальность неклассического эйнштейнова бытия – это рельефный ландшафт Вселенной, образованныйгравитационными взаимодействиями энергий-масс,действующих по кривым хронотопов(пространству-времени) ландшафта.  И
земной мир, в котором обитает человек, состоит из системы разных рель­ефов и
типов геофизических ландшафтов.
2. Культура состоит из системы различных пространственных образований – культурных
Ландшафтов, имеющих свои вершины, равнины, впадины, отложения, свою экосистему.
   Менталитет имеет ландшафтный характер, ибо он состоит из системы определенных расположенностей
тех или иных ментальных форм, рельеф этого мен­тального ланд­шафта может
меняться: то выдвигаются вверх одни ментальные формы, то другие. Реальность
современного неклассического менталитета – это многообразие взаимно переплетающихся  ландшафтных ризом проблемных полей,
научно-исследовательских программ и направлений На этот ментальный ландшафт
наслаиваются сис­темы социального ландшафта, состоящего из разнообразных государств,
политических группировок, общественных групп и глобалистских элит. На
социальные системы ландшафта на­кладываются хо­зяйственные системы
мироэкономик, что в совокупности и образует «слоеный пирог» культурного
Ландшафта. Реальность культуры – это многообразный складчатый ландшафтразличных ментальных эпистем, социальных образований и мироэкономик.

3. Сознание ландшафтно и сообразуется с ландшафтными  системами, которое отражает.
Человеческая мысль имеет не только временной характер, но она еще пространственна. Сознание – это виртуальная про­екция кос­мического, геофизического и культурного
ландшафтов. Один из самых разнообразно насыщенных ландшафтных систем – это лес,
именно такой «лесной» характер имеет одна из самых сложных ментальных
образований – философия, не зря французский философ Э. Леруа (1870-1954) писал,
курс философии надо проходить в лесу.     «Ландшафт» – термин, ведущий   происхождение из теоретиче­ской гео­графии,он оз­начает систему природных комплексов, разнородных по типу и функцио­нальному
на­значению, но в совокупности образующих единое системное единство. По­нятие
ландшафта было сформировано в XIX веке в западноевропейской мысли на базе идей выдающихся не­мецких географов и
философов К. Риттера и А. Гумбольдта. Далее оно вошло в географию XX века бла­го­даря немецкому географу З. Пассарге и русскому уче­ному Л.С. Бергу.    Л. С. Берг оп­ре­делял ландшафт следующим образом: «Географиче­ский ландшафт есть та­кая сово­купность, или группировка,
предметов и явлений, в ко­торой особенности рель­ефа, кли­мата, вод, почвенного
и растительного покрова и жи­вотного мира, а также дея­тель­но­сти человека
сливаются в единое гармоническое целое, типично повторяющееся на протяжении из­вестной
зоны Земли» (Берг Л.С. Ланд­шафтно-географические зоны СССР. Т.1. М.-Л. 1930.
С.5).    Вместо понятия «ландшафт» в современнойгеографии предпочитают часто употреблять термин «регион», который, по их
мнению, более «научен». И в этом они правы, ибо концепт «ландшафт» ближе к
философии. У немецких ландшафтоведов, идущих от идей З. Пассарге, этот термин
приобрел именно такой излишне «философский» для географии характер. Французские
географы иногда употребляют термин «пейзаж», что в многом оттеняет некоторые
черты самого понятия «ландшафт» в сторону эпистемологически- эстетической
стороны этого понятия.   . В заимствовании философией кон­цепта«ландшафт» у географии нет ничего удивительного. Во-первых, как правильно пишет
знаменитый географ Д. Харви: «География слишком важна для того, чтобы оставить
её географам» (Harvey P. Spacesof Capital. Towards a Crutical Geography. Edinburg. 2001. p.116). Во-вторых, – фи­лософия является «прародителем»всех форм современной науки, - все понятия и категории современной науки
большей частью сформированы в недрах античной и арабской философии, и
«взаимообмен» концептами, понятиями и категориями между этими сферами знания
естественен. Бо­лее того, учение о пяти «зонах» (т.е. ландшаф­тах), согласно
свидетель­ству Страбона, было соз­дано «ключевым» для античной и последующей философии
философом – Пар­менидом из Элеи. Да ивсе древнее знание формировалось в основном из географических знаний – это
знание о жизненно важных для человеческого бытия местах окружающей его
ойкумены: местах ритуальных действий, местах стоянок, местах охоты и
собирательства, физико-географических свойствах окружающей среды. В этом
отношении философия Ландшафта, являясь философией будущего, одновременно
является радикальным возвратом к синкретичным формам древнего знания. §2 ГЕОГРАФИЗАЦИЯ МЕНТАЛЬНОСТИ 1. ГЕОЛОГО -ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА       Важно подчеркнуть, философия Ландшафтаориентирована на науку, и является новой формой позитивизма, который возрождает
в определенной степени онтологический позитивизм  XIX века. Но при этом он использует не механистическую или эволюционистскую парадигмы
научного знания, а геолого-географическую и синергетическую парадигму, которые сейчас начинают формироваться в качестве общенаучных парадигм. Но, с другой стороны, философия Ландшафта не является когнитивистской
философией, ей близок нонкогнитивизм; именно этот нонкогнитивизм наиболее ярко
проявлен в геолого-географических науках, где удивительно органично сочетается
строгий математизм и доходящий до поэтических метафор повествовательный способ
описания наблюдаемых явлений. Вообще в ландшафтной парадигме удивительно
сочетаются не сочетаемые со времен спора между «математизмом» Платона и «квалитативизмом»
Аристотеля количественные и качественные методы анализа явлений.
1. ПРИНЦИПЫ ГЕОЛОГО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ
1.ГЕОГРАФИЗМ И ФИЗИКАЛИЗМ    Сейчас происходит постепенный переход отфизикалистской парадигмы, сложившейся в XVII веке вгеолого-географической парадигме    Ландшафт в географии подразделяется на естественный (физический) и культурный (экономиче­ский, политическийи ментальный) ландшафт, и это разделение является основой так называемого географического«дуализма»: одни географы считают, что география должна заниматься изучением только природных комплексов, другие же географы (и их
большинство) считают неправомерным таким образом ограничивать предмет
географии. Этот спор связан с тем, что во втором случае география действительно
выдвигается на центральное место в системе знания, имеет тенденцию стать
общеметодологической основой наук типа физики, т.е. может произойти переход от
«физикализма» к «географизму». А это противоречитеё традиционному месту в системе наук, сложившихся в новоевропейской
ментальности, основанной на идеологии «физикализма»(«механицизма»)   Именно эта «болевая точка» фальсификации, выраженнаяв географическом «дуализме», является точкой бифуркации для новойреструктуризации человеческого знания. Собственно эта реструктуризация
подспудно уже идет в современной ментальности: все более и более: в астрономии,
физике, биологии, истории и социологии начинают оперировать географическими
терминами. Самое удивительное, что этот процесс часто идет спонтанно,
бессознательно как для ученых, так и для философов.   В ближайшем будущем ментальность, следуяидеям классификации научного знания известного русского философа Н.Я. Грота (1852-1899), будет отходитьот контовской и спенсеровской классификации научного знания и перейдет к новой
классификационной системе объема научного знания, которая будет построена не только по номологическому принципу, - т.е. по типу изучаемых предметов и законов, который задает лишь одну «плоскость среза» этого объема; - но и хорологическому принципу – по месту расположения изучаемых предметов. И при этом «срезе» объема
научного знания базовыми будут астрономия (описание Вселенной), география(описание Земли) и история (описание Культуры), основанных на математике, базирующейся на теории катастроф и фрактальной геометрии, на
принципах синергетики, которые позволяют описывать сложные нестационарные
естественные и культурные явления.    Если прежнее знание было построено по«диаде»: механицизм – физикализм, то на первое место сейчас выдвигается другая
«диада»: синергетизм – географизм. И эти «диады» не противоречат друг другу -
вторая «диада» является развитием первой и строится, как и первая, на базе
математического знания, но если первая стоит на основе систем
ньютоново-лейбницева исчисления и евклидовой геометрии, то вторая строится на
базе теории катастроф Р. Тома, синергетики Г. Хакена и И. Пригожина  и фрактальной геометрии Б. Мандельброта.
Самое интересное, что все идеи вышеуказанных дисциплин имели истоком большей
частью исследования, имеющие конкретное приложение именно в географических
областях.

2.ЛАНШАФТНЫЙ МЕТОД       Этот ландшафтный метод пробовал описать известный философ Б. М. Кедров, он называл его «геометодом», истоки его он
ведет из глубокой древности: «В свое время, когда различные науки только ещё
зарождались и носили в основном описательный (я бы сказал – феноменологический
характер - С.Г.), не существовало еще и резкого обособления между историей как
зарождающейся общественной наукой и географией как зародышем будущего
естествознания (курсив мой – С.Г.). География, как и все природоведение,
выступала тогда в качестве естественной истории в отличие от истории вообще,
т.е. истории человечества. При различии самого предмета (природа – в одном
случае; человек, общество – в другом) обе зарождавшиеся отрасли знания были
едины по методу исследования. Этим методом был метод описания исторических
фактов, событий, равно как и явлений, происходивших в природе на поверхности
Земли. В последнем случае описательный метод в качестве рудиментарного признака
вошел в самое название географической науки» (Кедров Б.М. О геометоде как
особом способе познания \\ География в системе наук. Л. 1987. С.7). Этот
«геометод», по утверждению самого Б. М. Кедрова, во многом родственен
«хорологическому методу» А. Геттнера. Но этот «геометод» отличен от
«исторического» метода в исторических науках. Но «..оба метода (исторический и
геометод) и соответственно генетический и структурный подходы взаимно
обусловливают друг друга и должны быть рассматриваемые и применимы только в
нераздельном единстве» (Кедров Б.М. О геометоде как особом способе познания \\
География в системе наук. Л. 1987. С.9). К сожалению, Б.М. Кедров не смог
развить далее эту идею, но он сделал единственно правильный для того времени
вывод, что «геометод» есть структурный метод. И действительно
системно-структурный метод, основанный на одноименной парадигме, является
предтечей ландшафтного метода ландшафтной парадигмы. 3.ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ    Ландшафтная философия решает традиционныйдля физикалистской (механистической) парадигмы «дуализм» между «номотетическим»
(«генерализирующим») и «идеографическим» («индивидуализирующим») методами. При
этом она часто обращается к хорологической концепции классика географии XX века А. Геттнера (1859-1941), который уже тогдаосознанно противопоставлял свою «хорологическую» концепцию неокантианцам, о
которой он писал следующее: «Цель хорологической концепции есть познание
характера стран и местностей, исходящее из понимания сосуществования и
взаимодействия различных царств природы и их различных форм, а также познание
всей земной поверхности в ее естественном рас­членении на части света, страны,
ландшафты и местности» (Геттнер А. География, её ис­тория, сущность и методы.
М-Л. 1930. С.120). Переход кландшафтной парадигме основан еще на переходе от алфавитной к аудио-визуальной
культуре, которая является своеобразным возвратом к первобытному ландшафтному
мышлению. Какписал Н. Баранский: «…географически мыслит тот, кто в достаточной мере привык
обращать внимание на различие от места к месту не только по природным условиям,
но и по историческим судьбам, кто привык свои суждения «класть на карту», кто
привык ставить вопрос о причинах, обусловливающих различия от места к месту,
кто привык связывать эти различия между собой, составлять цельные представления
о местности, давать связные характеристики стран и районов» (Баранский Н.Н.
Экономическая география. Экономическая картография. М. 1956. С.136 или его
статья «Что понимать под выражением «географическое мышление» \\ География в
школе. 1938. №2. с.90).


Post edited by goriainovs13 - Среда, 30.09.2015, 12:09
 
Готический клуб » Идеология и мировоззрение » Философский форум » Ландшафтная парадигма (Отрывок из Философии Ландшафта) (Дает общее понимание ландшафтной философии. В общих чертах)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:

Рейтинг@Mail.ru
Copyright Scivarin - город-призрак © 2007-2010